МААМ-картинки

Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста

Сухих Елена
Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста

МБДОУ №24 «Журавушка», г. Искитим.

Учитель – логопед: Гридасова Е. Н.

Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста.

Публикация «Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста» размещена в разделах

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но вторичными.

Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.

Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.

Другими словами нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит.

Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.

Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ.

1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев, перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т. д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- аллергии у ребенка;

- часто болеющие дети;

- гипо/гипертонус;

- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

- движение языком во время письма (другие синкинезии);

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения и др.

2-й блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!

Признаки несформированности 2 блока:

- несформированность пространственных представлений (напр. у школь-ников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.);

- несформированность сенсо-моторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т. п.);

- неловкость, однотипность движений.

3-й блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз: Я ДОЛЖЕН!

Признаки недостаточной сформированности у детей:

- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

- упрощение любой программы;

- пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

- бедная речь;

- не могут решить смысловую задачу.

Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение, недоразвитие мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Признаки нарушения взаимодействия полушарий:

Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно,

у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т. к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.

Т. Г. Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом:

основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.

Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений:

- при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимика, жесты.)

-при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.

Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Коррекционно-развивающаяся работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления:

1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций.

2. Ориентированная на развитие и коррекцию познавательных функций.

3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении. Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука - кинезиология.

Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания. Упражнения надо выполнять ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста. Упражнения можно выполнять в любом порядке.

Также развитию межполушарного взаимодействия способствуют перекрестные движения.

Использование нейропсихологических прописей и линек для рисования двумя руками позволяет научится снимать гипер/гипотонус руки и контролировать пишущую руку, соблюдать границы строки, регулировать темп письма, развивать пространственную ориентацию в строке, усидчивость, тонкую дифференциацию пальцев рук, цветовое восприятие и воображение, т. е. правое полушарие мозга. Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивны функции улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. Все действия мозжечковой стимуляции происходят на специально разработанной доске Бильгау. Ребенок стоит на поверхности доски, которая прикреплена на полукруглой основе, что и заставляет балансировать ребенка в попытках удержать равновесие, выполняя различные упражнения.

На первом снимке аналог доски Бельгау, сделанная своими руками. Фрагмент занятия с ребенком по автоматизации звуков. Второй снимок представляет Комплекты для мозжечковой стимуляции – Баламетрикс, «Быстрый Старт Плюс». Стоя на балансировочной доске ребенок выполняет задания логопеда, обмениваясь мячом, называет речевой материал по автоматизации закрепляемого слова или речевой материал по лексико-тематическим циклам. Но чтобы у ребенка не было страха перед балансировочной доской начинать надо с простых упражнений: залезь, слезь на доску спереди, сбоку….Можно использовать положение сидя по-турецки. Для занятий на доске Бильгау используются и дополнительные аксессуары, мешочки разного веса и наполняемости, палка и разметкой, мяч на шнуре, напольная мишень, мячи разного размера и прыгучести. Какие упражнения можно использовать с применением аксессуаров? Мешочки разного веса с крупой, которые ребенок должен поймать или подкидывать двумя руками, поочередно правой и левой рукой, соответственно можно наполнять эти упражнения речевым материалом на автоматизацию и дифференциацию звуков. Отбивать подвешенную мишень или отбивать мяч попрыгунчик от напольной мишени. Использование нейроскакалки.

Для прыжков на нейроскакалке нужна разнонаправленная работа обеих ног. Одна нога совершает прыжки, а другая нога совершает движение вправо-влево, либо вперед-назад. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярного аппарата, гармонизуется работа мозга. А если еще и на каждый круг скакалки произносить автоматизируемые ряды, будем развивать левое полушарие. Известно, что функционирование нервной системы — это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга. У ребенка с нарушениями в развитии мозг работает как правило недостаточно ритмично. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, оказывают плодотворное влияние на все области функционирования. В качестве предпосылок в развитии чувства ритма можно использовать камешки марблс, выкладывание камешков в определенной последовательности, по цвету форме размеру. Использовать игровые поля, так называемые «бродилки», для автоматизации и дифференциации звуков. Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходит положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Авторские нейроигры, разработанные учителями-логопедами Гридасовой Е. Н, Почивалиной И. Ю.

«Упражнения с мячиками»

Оборудование: Каучуковые мячи, мячи «Ёжик»

Ход игры:

1 вариант

Учимся с ребенком катать каучуковые мячи друг другу.

Педагог с ребенком сидит за столом напротив друга. Каучуковые мячи, у ребенка и педагога, лежит под противоположными ладошками. Педагог объясняет ребенку, что они будут катать мяч по очереди.

Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком. Затем, можно подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.

Усложняем упражнение. Катаем каучуковые мячи двумя руками. Объясняем ребенку, что руки ставим на разной ширине и одновременно катаем мячи друг другу.

Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком. Затем, можно подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.

2 вариант

У педагога и ребенка в руках по одному каучуковому мячу. Начинаем передавать мячи друг другу постепенно наращивая темп движения.

Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком.

Затем, подключаем простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.

Усложняем упражнение. У педагога и ребенка в руках по одному каучуковому мячу. Начинаем передавать мячи по и против часовой стрелки постепенно наращивая темп движения. Когда навык отработается, предлагаем ребенку подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука.

Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком. Затем, можно подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.

3 вариант

Движения и упражнения на слухоречевую память сначала делаем сопряженно, а затем отраженно.

Сначала отрабатываем движения, а затем подключаем речь.

В руках у педагога и ребенка по одному мячу «Ежик» передаем мяч через противоположную ногу с наклоном, затем меняем сторону.

Когда навык отработается, предлагаем ребенку упражнение на слухоречевую память, начинаем с цепочки слов с закрепляемым звуком. Затем, можно подключить простое стихотворение на автоматизацию закрепляемого звука. Начинаем с правила – одно движение, одно слово. Затем сочетаем движения с плавным проговариванием полного текста стихотворения.

Упражнение «Хлоп, топ, бряк»

Перед ребенком раскладываются карточки с движениями и картинки на закрепляемый звук.

Задача, необходимо посчитать количество слогов в названии выбранной картинке. И подобрать соответствующую картинку с движением. Сначала отрабатывается последовательность движений, а затем подключаем слово.

Упражнения с кубиками и карточками

Перед ребенком лежит набор карточек с изображением положения рук. Необходимо перевернуть 3 карточки и повторить движения. Затем к движениям добавляем речь.

Ребенку предлагается с помощью двух кубиков определить положение пальцев на руках. Выполнить движения, затем попеременно выполнять двумя руками. После тренировки добавляется речевой материал.

Игра с физиологической нагрузкой

Перед ребенком на полу раскладываются картинки с закрепляемым материалом. К каждой картинки добавляется движение, например, первая картинка руки на голову, вторая хлопок. Ребенок проходит дорожку с последовательными движениями, а затем соединяет движение и проговаривание слова.

Усложнить задание можно с помощью увеличения числа движений или увеличением речевой нагрузки. Добавить движение и проговорить, например, за мышкой, кошка, за кошкой, шапка ит. д.

Ссылка на видео фрагментов нейроигр https://youtu.be/LGJCj2Wnibw

Литература:

1. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с 2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили;. – М. : 2001. – 272с. 3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. -М. ,2011

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мой подход к работе с детьми (из опыта работы)Мой подход к работе с детьми (из опыта работы) В детском саду дошкольники получают первый опыт общения, первый опыт обучения. Моя основная задача как педагога – сделать этот опыт удачным,.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Эссе «Мой подход к работе с детьми» В настоящее время остро стоит проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ, которые нуждаются в особом подходе. В основе моей работы лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 09:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сухих Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД