Лучший педагог года

Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

Людмила Семенова
Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

Семенова Людмила Ивановна,

учитель – дефектолог Муниципального

дошкольного образовательного учреждения,

«Детский сад№91 компенсирующего вида»,

г. о. Саранск

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ C ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ)».

Аннотация: в статье рассматривается современный подход к рассмотрению и использованию театрализованной деятельности для социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: социализация, игра, театрализованные игры.

Публикация «Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)» размещена в разделах

Дети с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) испытывают большие трудности в определении своего отношения к другому человеку. Им сложно понять и познать состояние другого человека, будь то сверстник или взрослый, выбрать адекватные ситуации, способы общения.

Накопление ребенком с ОВЗ самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка с интеллектуальной недостаточностью, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Через игру происходят главнейшие изменения в психике дошкольника с интеллектуальной недостаточностью. Развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В качестве оптимизирующего средства социального развития дошкольников с нарушением интеллекта театрализованные игры помогают процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Присутствующие в театрализованной игре правила организуют эмоции и волю ребенка, развивают его личность.

В театрализованных играх дети упражняются в общении, входят в образ персонажа. Для этого они используют мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ, ребёнок чувствует себя раскованно, что развивает у него способность общаться. Театрализованные игры носят и воспитательный характер – дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения, о культуре общения, об отношении друг к другу.

Таким образом, для успешных процессов адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в центре работы по социализации дошкольников была поставлена театрализованная деятельность.

Занятия в себя включали разнообразные театрализованные игры : разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театров (настольный, театр игрушки и би-ба-бо, пальчиковый, драматизация и подвижные театрализованные игры.

Работа в рамках проекта была направлена на решение текущих задач:

1. Формирование навыков культуры общения и коммуникативных умений.

2. Формирование организационных умений детей в совместной деятельности.

3. Формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.

Основной формой проведения театрализованной игры стали индивидуальные ( взаимодействие: взрослый – ребёнок, подгрупповые ( взаимодействие: ребёнок – взрослый – ребёнок) и фронтальные ( взаимодействие: ребёнок – ребёнок) игры-занятия.

В ходе работы были использованы театрализованные игры, которые по своему содержанию сочетались с определённой формой организации занятия. Развивающим материалом индивидуальных игр – занятий стали стихи, песенки, потешки.

Сценарий индивидуальных занятий был выстроен так, чтобы выполнялись поставленные задачи:

• формировать произвольное внимание, мышление, наблюдательность;

• стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;

• развивать мелкую моторику пальцев рук и умение ориентироваться в пространстве;

• воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться.

Индивидуальная работа с детьми дала, прежде всего, возможность помочь в приобретении ими навыков культуры общения. Занятия помогли понять детям, как идти на контакт с взрослыми, с детьми. Ребята также обучались вербальным и невербальным видам общения.

Индивидуальные упражнения помогали детям раскрепоститься, придавали уверенность в правильном выполнении действий, способствовали раскрытию их творческого потенциала. Что в свою очередь благотворно влияло на формирование эстетического вкуса и нравственных качеств ребят.

На подгрупповых занятиях происходило взаимодействие «ребёнок – взрослый – ребёнок». Темы игр – занятий были подобраны для решения следующих задач: формирование навыков культуры общения, организационных умений в совместной деятельности, умений организовывать свою деятельность, навыков взаимодействия в детском коллективе и с взрослыми.

Видом театрализованной деятельности на подгрупповых играх – занятиях стало разыгрывание мини-сценок, мини-сказок. Дети стремились подражать, имитировать персонажам игры, старались выражать свои эмоции. У ребят развивались исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. На этих занятиях у них формировались психические процессы, речь, внимание, память, творческие способности, желание брать на себя роль. Театрализованные игры использовались ещё и вне занятий, на прогулке, в свободной игровой деятельности и других видах деятельности.

На фронтальных занятиях раскрывались возможности адаптировать детей в социальной среде. Решались такие задачи, как:

• формирование навыков культуры общения;

• формирование организационных умений детей в совместной деятельности;

• формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.

Фронтальные игры – занятия проводились как итоговый показ сказки, как проведение подвижных театрализованных игр. Фронтальные театрализованные игры создавали положительный эмоциональный настрой, снимали напряжённость, решались конфликтные ситуации через игру.

На фронтальных театрализованных играх, с использованием разных видов театров и подвижных игр, дети выполняли свои роли. У одних это получалось, у других – нет. Если у ребят что-то не получалось они слышали слова поддержки: «У тебя получится, мы ещё раз потренируемся». После индивидуальных занятий ребята снова пробовали. Для детей важна поддержка и вселение творческого духа. Также большое количество театрализованных игр находили своё применение на других занятиях и мероприятиях.

Работа по проекту выявила положительную динамику в социальном развитии дошкольников. На театрализованных играх – занятиях дети упражнялись в общении, старались входить в образ персонажа. Для этого они использовали мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ сказки, учились свободному общению. Театрализованные игры научили дошкольников с интеллектуальной недостаточностью решать спорные вопросы через разыгрывание мини-сценок и мини-сказок. Во время беседы после просмотра сказки дети обращали внимание на поступки героев. Дети задумывались, анализировали, делали выводы. Такие размышления ребёнка несомненно определяли полюса его зарождающейся шкалы ценностей. В том числе, общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнавали о правилах поведения, о культуре общения, об отношениях со сверстниками, о взаимодействии с ними в игре.

В театрализованной игре в эмоционально комфортных условиях моделировались социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные, отражающие культуру общения со сверстниками и взрослыми, практиковались умения консолидироваться, кооперироваться, объединяться в игру, взаимоотношения в диалоге, игре, на занятиях и др. В результате проведённой работы дети получили представления о социальных отношениях, которые потом закрепились в реальной жизни.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968. С. 464.

2. Бондаревская Е. В. Педагогика. М. : Ростов-на-Дону, ТЦ Учитель, 1999. С. 375.

3. Выготский JI. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-70.

4. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М. : Знание, 1984. С. 73.

5. Дьюи Д. Педагогика и психология мышления. Берлин, 1922. С. 196.

6. Ильин Е. Н. Путь к ученику. М. : Педагогика, 1988. С. 64 .

7. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М. : Педагогика, 1985. С. 103 с.

8. Мудрик А. В. Социализация и смутное время. М. : Знание, 1991. С. 80

9. Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С., Стульник Т. Д Азбука нравственного взросления. СПб. : Питер, 2007. – С. 304 .

10. Ушинский К. Д. О воспитании нравственности. Собрание сочинений. М., 1947. С. 338.

11. Шмаков, С. А., Безбородова, Н. Я. От игры к самовоспитанию М. : Новая школа, 1993. С. 76 .

12. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. М. : Новая школа, 1994 С. 87.

13. Эльконин, Д. Б. Психология игры. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 360 .

14. Яновская, М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М. : Просвещение, 1974. С. 214.

Публикации по теме:

«Осенняя сказка». Театрализованная деятельность старших дошкольников«Осенняя сказка». Театрализованная деятельность старших дошкольников Ярко и интересно прошел в нашей группе осенний праздник. Пришедшая в гости «Осень», принесла с собой, всем знакомую с детства, сказку.

Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника «Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника» Кострова Л. Ю., преподаватель Костанайского педагогического.

Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями УНТ Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью при работе над произведениями устного народного.

Использование пластичных материалов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью Развитие изобразительных умений и навыков на занятиях по изобразительной деятельности с помощью пластичных материалов – одно из важнейших.

Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью. Тематическая прогулка «Спасаем лето» Конспект НОД для детей с интеллектуальной недостаточностью Тематическая прогулка «Спасаем лето» Цель: развивать умственные и практические.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью «Осень золотая» Цель: обобщить знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: -развитие наблюдательности, внимания, памяти, эмоциональной.

Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности 1. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью Основным признаком состояния этих детей является недоразвитие.

Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.

Театрализованная деятельность как средство развития воображения у детей с ОВЗ Воображение- это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может.

Этапы формирования театрализованной игры у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) Этапы формирования театрализованной игры у дошкольников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью). В современном понимании игра – это «форма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 13:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Семенова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД