Папки-передвижки

Родительское собрание в форме практикума в старшей разновозрастной группе «В игры играем — речь развиваем»

Ирина Бойко
Родительское собрание в форме практикума в старшей разновозрастной группе «В игры играем — речь развиваем»

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить один очень важный вопрос. Скажите: вы довольны речью ваших детей? (ответы) Чем вы довольны/не довольны? (ответы) Что вас не устраивает в речи детей? (ответы) Какими бы вы хотели видеть своих детей, когда они будут заканчивать детский сад? (ответы) Что входит в понятие «правильная речь»? (ответы) Сегодняшнее собрание мы построим в форме практикума, т. е. вам не придётся слушать лекцию и нравоучения, - мы будем играть. Я познакомлю вас с тем, в какие игры можно поиграть с детьми, чтобы поправить их речь. Ведь играть можно в любое время: когда вы идёте в д/с утром или возвращаетесь из садика домой, играть можно, когда вы едете в машине с ребенком, дома, когда вы готовите вместе обед, и ребёнок вам помогает. Надо только захотеть. Но совсем немного теории всё-таки будет.

Публикация «Родительское собрание в форме практикума в старшей разновозрастной группе „В игры играем — речь развиваем“» размещена в разделах

Давайте разделимся на команды (по цвету стульев, на которых вы сидите).

В д/с мы проводим большую работу по развитию речи детей, с чем вас и познакомим. Ведь только совместными усилиями мы с вами можем сделать речь детей правильно, красиво, грамотной. Итак, начнём!

В ФОП ДО говорится, что у детей должен быть достаточный запас слов, он должен употреблять в речи слова, обозначающие предметы (существительные, признаки предметов (прилагательные, действия предметов (глаголы); а также синонимы (слова разные по звучанию, но с одинаковым значением) и антонимы (слова противоположные по значению).

Игра «Что бывает круглым (квадратным, сладким, большим, красным и т. д.)». Каждый из вас должен назвать предмет (т. е. имя существительное, которое бывает круглым. Чем больше слов вы назовёте, тем больше у вас словарный запас.

А теперь наоборот: будем придумывать слова, обозначающие признаки предмета, т. е. имена прилагательные. Игра «Снег – он какой?». (белый, пушистый, искристый, холодный, сверкающий, липкий, хрустящий и т. д.) Здесь важно не только придумать прилагательное, но и правильно согласовать его со словом-существительным, к которому оно относится. Часто дети говорят так: «снег пушистая, или белое».

А сейчас придумаем синонимы: как по-другому сказать «Дом большой». Придумайте синонимы к слову «большой» (огромный, громадный, большущий, крупный, большой-пребольшой, внушительный, объемный, колоссальный). Конечно, дети в силу своего возраста знают не все слова, но со многими их надо познакомить, употребляя их в речи вместо слова большой.

А вот подбирать антонимы можно весело, в стихотворной форме. Давайте попробуем:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово

Высоко,

А ты ответишь:

… (низко).

Скажу я слово

Далеко,

А ты ответишь:

… (близко).

Скажу я слово

Потолок,

А ты ответишь:

… (пол).

Скажу я слово

Потерял.

И скажешь ты:

… (нашёл).

Скажу тебе я слово

Трус,

Ответишь ты:

… (храбрец).

Теперь

Начало

Я скажу, -

Ну, отвечай:

… (конец) (Д. Чиарди)

Можно просто попросить ребенка называть слова наоборот, т. е. с противоположным значением. Вы ему говорите слово, а он вам антоним к слову. Давайте поиграем: существительные: восход — закат; добро — зло; утро — вечер; мир — война; прилагательные: грязный — чистый; смелый — трусливый; громкий — тихий; широкий — узкий; глаголы: молчать — говорить; бежать — стоять; радоваться — огорчаться; стемнело — рассвело; ругать — хвалить;

К 6-7 годам дети должны совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).

Для этого мы в садике каждый день делаем артикуляционную гимнастику – это зарядка для язычка. Если делать её регулярно, каждый день, это станет потребностью, дети сами напоминают нам, если мы забываем её сделать. Попросите ребенка, и он вам покажет такие упражнения, как «заборчик», «вкусная каша», «чисти зубки», «чупа-чупс», «грибок» и др. Мы делаем их каждый день после утренней гимнастики. Артикуляционная гимнастика помогает детям правильно выговаривать звуки. Даже без обращения к логопеду можно сделать так, чтобы ваши дети выговаривали все звуки. Но если у ребенка тяжелое нарушение и без логопеда не обойтись, то гимнастика ему поможет подготовить артикуляционный аппарат (губы, щёки, язык) к исправлению. Чтобы закрепить звуки, дети повторяют за нами маленькие стихи-чистоговорки: «Са-са-са, прилетела к нам оса», «Су-су-су, не боимся мы … (осу)», «Сы-сы-сы, мы не видели … (осы)». Для вас есть задание посложнее: придумайте чистоговорку на слог (ра). Например: Ра-ра-ра…

А еще, если закрепляем звук, то и придумываем слова на этот звук. Например, отрабатывая произношение звука [ч], я прошу вспомнить детей любое слово, чтобы этот звук был либо в начале слова, либо в конце, либо в середине. Дети 4-5 лет чаще придумывают слова, начинающиеся с этого звука, а вот дети постарше придумывают разные слова. Давайте поиграем: придумайте слова, в которых есть звук (х): (хата, халва, халат, хомяк, хлеб, худо, худой, хурма, химия, хитрый, уха, ухо, ухват, сухо, холст, муха, петух, запах, воздух, пастух и т. д.) Если слова больше не придумываются, мы обращаемся к словарю.

Чтобы развивать интонационную сторону речи, мы учим детей говорить быстро и медленно. Устроим соревнование между командами: кто больше вспомнит скороговорок. Говорить тихо и громко, с разной интонацией (вопрос, восклицание, удивление) – в этом хорошо помогают стихи и их заучивание наизусть, а также сказки. Часто ли вы читаете детям? Читайте детям сказки и рассказы, беседуйте по их содержанию, попросите ребенка пересказать кусочек текста, наиболее понравившийся ему. Какую сказку вы читали на днях своему ребёнку? Устроим перекличку: какие сказки вы знаете?

Можно разыграть сказку по ролям (с помощью игрушек или дав роли членам семьи). Современные дети мало общаются, у них не развита связная речь, зачастую они не могут сформулировать просьбу. Они говорят не предложениями, а обрывками фраз, часто употребляют в речи слова-паразиты (это, ну как его, типа, блин и др.). Чтобы дети говорили связно, последовательно, без повторов, надо больше читать детские произведения и просить пересказать их («Давай расскажем папе о том, какую сказку мы сегодня прочитали. Вспомни, с чего началась сказка? Что случилось потом? Какие герои были? Какие они по характеру? Почему лиса так поступила? И т. д.) Рассматривая картинки в книге, попросите ребенка рассказать о том, что он видит, про что эта картинка, из какой части сказки она.

К концу подготовительной группы дети должны уметь читать предложения из 2-3 слов. Для этого, начиная с подг. гр. мы учим буквы. Если и вы дома решите учить детей буквам, то произносите их не как букву, а как звук. Например: не «Бэ», а «б», не «эм»,а «м». В дальнейшем у ребенка не будет сложностей в чтении.

Ну а теперь, давайте подведем итоги - какая команда победила.

Полезна ли была информация для вас? Прошу вас взять из моего волшебного мешочка букву и придумать на эту букву слово, характеризующее ваше впечатление от нашей встречи (например, "А" - актуально, "И" - интересно.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр для дошкольников «В игры играем — речь развиваем» Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — …; солнце-светло,.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в форме практикума в старшей разновозрастной группе «В игры играем — речь развиваем»
Опубликовано: 1 мая 2024 в 21:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД