МААМ-картинки

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр

Анна С
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр

Особенности дизонтогенеза при детском аутизме приводят к тому, что в процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок получает преимущественно негативный опыт, который приводит к возникновению защитных механизмов, усиливающих поведенческие трудности и значительно усложняющих процесс формирования адекватного общения и любой совместной деятельности [4].

Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр» размещена в разделах

Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Мир ребенка с расстройством аутистического спектра наполнен яркими сенсорными вспышками, фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отраженной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний. Все это может вести к сенсорным перегрузкам, а также к депривации [1].

При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отделен от той функции, для которой предмет создан. Если ребенку удается связать удовольствие в момент получения сенсорных ощущений с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, если ребенку удается связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления при помощи специалиста, а затем применить их в повседневной жизни самостоятельно, то у ребенка часто улучшается интеграция между различными сенсорными системами.

Сенсорные игры решают следующие задачи: переживание приятных эмоций; возникновение эмоционального контакта со взрослым; получение ребенком новой сенсорной информации; внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов [2,5].

Целью исследования является выявление влияния сенсорных игр на развитие эмоционально-волевой сферы детей с расстройством аутистического спектра дошкольного возраста.

Одной из основных задач является сравнительное экспериментальное изучение эмоционально-волевой сферы детей до системного проведения сенсорных игр и сразу после проведения.

В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста : экспериментальную группу составили 10 дошкольников с РАС, контрольную группу - 10 детей с нормальным психическим развитием. В исследовании использовалось комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с проблемами в развитии А. Зарин по параметрам психического развития (критерий «эмоционально-волевая сфера» : настроение во время проведения занятий, адекватность эмоциональных состояний, эмоциональные реакции на совместные игры во время занятий и т. д.) и развития деятельности (критерий «игровая деятельность» : наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, интенсивность игрового поведения и т. д.) [3]. В процессе эксперимента были проведены следующие игры: «Фонтан», «Поиски спрятанных сокровищ: найди пару», «Снег пошёл», «Прячем ручки» и другие.

Анализ результатов проведенного исследования обнаружил влияние сенсорных игр на эмоциональную сферу детей с РАС. Сенсорные игры незначительно повышают показатели по взятым для данного исследования критериям. Дошкольникам с РАС были предложены различные сенсорные игры, в процессе которых мы наблюдали за изменением их поведения, самочувствия и эмоций. Было замечено, что в процессе игр у детей изменилось настроение, уменьшились стереотипные действия, они стали выражать базовые эмоции : радовались от получения результата и расстраивались в противном случае. У 80% детей отмечалась незначительная, но положительная динамика: баллы повысились на 1-2 балла по оцениваемым критериям. Полученный, на первый взгляд, формальный результат для нас явился показателем того, что, во-первых, в работе с детьми с РАС сенсорные игры являются способом налаживания контакта и своеобразным помощником в адаптации ребенка к среде и к окружающим его взрослым, а во-вторых, при продолжении работы в данном направлении мы можем добиться увеличения результатов по всем показателям.

Анализ результатов также показал, что игры данного типа создают ребёнку возможность получения положительного сенсорного опыта. Тем не менее у 30% детей наблюдался страх воды, а некоторые (30%) отказывались от игр с крупами, иногда действия детей носили хаотичный характер. Несмотря на вышеперечисленные данные, можно отметить значительную динамику по оцениваемым показателям: у подавляющего большинства детей (80%) было отмечено повышение выносливости в глазном контакте, а также более адекватное проявление эмоций. Анализ результатов исследования, проведенного по завершению цикла игровых занятий, показал, что сенсорные игры оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу дошкольников с РАС.

В контрольной группе наблюдались несколько другие результаты. Дети с нормальным психическим развитием вступали во взаимодействие со взрослым значительно быстрее, у них наблюдался повышенный фон настроения, они были воодушевлены и заинтересованы в занятии (90% детей, действия детей были обдуманные и целенаправленные, они принимали задание, выполняли инструкции, контролировали свою деятельность. Исследуемые показатели повышались значительно быстрее: заметно выросли показатели по критериям «эмоциональные реакции на совместные игры во время занятия» (на 2 балла, «настроение во время проведения занятия» (на 4 балла).

В отличие от детей с РАС, дети с нормальным психическим развитием увлекались всеми предложенными заданиями, особенно игрой с водой и с цветными «бомбочками». По сравнению с детьми с РАС, которые максимально могли удерживаться в одной игре 5-10 минут, нейротипичные дети на протяжении всего занятия (30 минут) находились в радостном настроении, активно участвовали в заданиях, ждали результата своей деятельности. В отличие от группы детей с РАС они относились к играм без опасений и быстрее включались в деятельность, сохраняя быстрый темп на протяжении всего занятия.

Таким образом, сенсорные игры являются неотъемлемым средством развития эмоциональной сферы дошкольников с РАС, представляют собой наиболее эффективный способ расширения представлений ребенка об окружающем мире, дают новые представления о социальных взаимоотношениях, позволяют на их основе впоследствии проводить коррекционно-развивающие мероприятия.

Литература:

1. Гринспен С., Серена У. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. - М. : Теревинф, 2017.

2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью, Из-во фонда «Обнаженные сердца», 2018.

3. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии, 2015.

4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребё нок: пути помощи. - М. : Теревинф, 2016 .

5. Янушенко Е. Игры с аутичным ребё нком: установление контакта, способы взаимодействия, развития речи, психотерапия. - М. : Теревинф, 2018.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр
Опубликовано: 9 января 2020 в 20:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр» (включая файлы) размещена пользователем Анна С в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД