Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда

Ирина Павлова
Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от ходьбы до письма.

Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться сразу после рождения ребенка и прогрессируют по мере его роста, особенно быстро в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Все движения делятся на две категории: крупная моторика, осуществляемая крупными мышцами тела, и мелкая моторика, выполняемая мышцами кистей рук и ног.

Публикация «Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда» размещена в разделах

Для развития ребенка важно гармоничное развитие обоих типов навыков.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития : чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние, сидение, бег, прыжки, езда на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и т. п.

Важно соответствие моторного развития ребенка существующим нормам особенно в первые два года. Отставание на один-два эпикризных срока, то есть на один-два месяца в моторном и психическом развитии говорит о проблемах в нервной системе младенца, которые сами собой не рассосутся, и ребенок их не перерастет, они просто примут другие формы, если не будет проведено лечение.

В последнее время ученые все больше говорят о зависимости психического развития ребенка, его интеллектуального и речевого развития от развития моторики, как мелкой, так и крупной.

Исследования показывают, что пребывание ребенка в цифровой среде, в виртуальном мире, все больше отрицательно сказывается на его моторном развитии, на развитии крупной и мелкой моторики, а, следовательно, на его психическом развитии, и выражается в задержках речевого и психического развития.

Что такое мелкая моторика.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста, на базе общей моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

Понятие «мелкая моторика рук» включает большой диапазон движений кистей рук: от захвата предмета до различных / манипуляций с мелкими предметами, письма, рисования и т. п.

В детском возрасте мелкая моторика является средством познания мира и базой для развития высших психических функций: памяти, мыслительных процессов, внимания, речи.

Уровень развития дифференцированных движений рук – важный критерий, по которому оценивается школьная зрелость. Вместе с тем, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается из года в год. И как мы может утверждать, наряду с расстройствами двигательной сферы эти дети часто имеют и речевые проблемы, в связи с чем проблема выявления и коррекции моторной недостаточности стоит очень остро.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В быту человека ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Как происходит развитие мелкой моторики?

Развитие мелкой моторики происходит одновременно с развитием общей моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев, мы держим в руках столовые приборы, чистим зубы, пишем, рисуем, набираем текст на клавиатуре компьютера, режем ножницами, заплетаем косы, шьем, вышиваем и совершаем еще огромное множество действий. Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе развития, день за днем.

Этапы развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики проходит в несколько этапов:

• 2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.

• 3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т. е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.

• 8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.

• 1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.

• 12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т. д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т. д.

• 18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т. е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.

• 24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.

• 3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.

• 4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т. д.

• 5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

В дальнейшем уже происходит полноценная подготовка к школе, поэтому занятия становятся более сложными.

Нарушение мелкой моторики у детей

В последнее время резко увеличилось количество детей с нарушениями моторного развития, и в частности, с нарушениями мелкой моторики рук.

Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. Как правило, у них отмечаются нарушения речевого развития.

У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:

• перинатальной патологией;

(гипоксически-ишемические повреждения ЦНС, родовые травмы головы и ШОП);

• недоношенностью;

(отклонения в неврологическом статусе, дефекты зрения, двигательные нарушениями);

• нейроинфекциями;

(энцефалиты, менингиты);

• поражениями мозжечка;

• травмами головы;

• травмами и патологиями верхних конечностей;

• наследственными заболеваниями;

(синдромы Дауна, Ангельмана, Корнелии де Ланге, Мартина-Белл и мн. др.);

• нарушениями зрения;

(снижение функции зрительного анализатора, амблиопия).

• СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, алалией, заиканием, дизартрией.

Коррекция нарушений мелкой моторики у детей

Деятельность, направленная на развитие координации движений и мелкой моторики, показана всем детям и особенно детям с нарушениями развития.

Шнуровки, сенсорные мешочки и сенсорные бассейны, пальчиковые краски, бизиборды, игрушки-вкладыши, конструкторы, мозаика должны широко использоваться и педагогами, и родителями.

С первых недель жизни ребенка полезно использование детских потешек, пестушек, сочетающихся с движениями рук. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у малышей сенсомоторной координации, т. е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

Глаза как бы «обучает» руки, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.

С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепкой из пластилина, глины, соленого теста, аппликацией, оригами, макраме, конструированием поделок из природного материала, бисероплетением, квиллингом и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами.

На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия, криотерапия. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.

Могут быть показаны занятия ЛФК, массаж рук. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Конспект занятия в рамках работы по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда
Опубликовано: 1 мая 2024 в 13:42
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста в системе работы учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД