Получи документы

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Эльмира Акифьева
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика?

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т. д.

Ни для кого не секрет, что письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания у дошкольников в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Публикация «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Таким образом, в развитии ребенка можно обозначить несколько важных задач графомоторики:

- зрительное восприятие заданного материала;

- сосредоточенность и внимание;

- правильное удерживание карандаша или ручки;

- соответствующий нажим ручки при письме;

- ритмичность движений;

- точность в обведении линий;

- двигательные навыки.

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т. д.

Также, важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т. д.

Графомоторные навыки включают в себя:

1) Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).

2) Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).

3) Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).

4) Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Такое развитие и алгоритм действий хорошо подойдут для нормально-развивающихся детей. Но, следует отметить, что число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) неуклонно растёт. И вот здесь процесс развития графомоторных навыков представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

Работа по развитию графомоторных навыков у детей с ОВЗ ведется по нескольким направлениям:

1. Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:

- формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);

- формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);

- развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;

- обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т. д. ;

- обучение шнуровке.

2. Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).

3. Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.

4. Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т. д.).

5. Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.

6. Совершенствование графических навыков.

Безусловно, в этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя огромное внимание и терпение его комплексному развитию в стремлении преодолевать возникающие трудности.

Публикации по теме:

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Развитие трудовых навыков-помощь сверстников в одеванииРазвитие трудовых навыков-помощь сверстников в одевании «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский Трудовая деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ
Опубликовано: 21 октября 2021 в 21:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Акифьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД