Получи документы

Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Юлия Гладкова
Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Серьезные нарушения в произношении звуков – отличительная особенность расстройства речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) при моторных нарушениях. Иногда ребенок не в состоянии произнести даже отдельные звуки, он значительно искажает их или замещает другими. Эти нарушения усиливаются из-за неправильного дыхания. Речь - прерывистая, невыразительная. Голос - монотонный, гнусавый. При разговоре ребенок непроизвольно открывает рот, неестественно улыбается, гримасничает (насильственные движения, у него гиперсаливация.

Публикация «Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)» размещена в разделах

Отвечая устно, такие дети выражаются кратко, экономными фразами или речевыми штампами. Они порой затрудняются ответить сразу. Им необходимо время для того чтобы подготовится, или они просто отказываются отвечать.

Из-за нарушенного звукопроизношения, дети с НОДА слабо различают близкие по звучанию звуки на слух, поэтому их письменные работы изобилуют ошибками подобного рода.

У детей с НОДА ограниченный словарный запас, им трудно понять значение некоторых слов, тем более понятий. Поэтому им сложно воспринимать программный материал.

Несомненно, эти обучающиеся испытывают значительные затруднения в учебе еще и из-за особенностей своей психической деятельности. Одни дети очень медленно включаются в задание. Им требуется большее количество повторений для того, чтобы они поняли инструкцию. Другие дети «застревают» на определенном задании и им сложно переключиться на другой вид работы. Учащиеся с моторными нарушениями недостаточно работоспособны, отличаются высокой истощаемостью. Тем не менее, в разное время эти дети могут выполнять одно и то же задание по-разному (хуже или лучше).

Практико-ориентированные рекомендации для педагогов, которые важно соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата :

1. Быть осведомленным об особенностях психофизического развития детей с НОДА, о возможных проблемах, которые могут появиться при обучении.

2. Установить близкий контакт и наладить процесс сотрудничества с родителями ребенка. В беседе с родителями и при непосредственном посещении семьи педагог выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения, игры, положительные особенности личности, на которые сможет опираться в процессе обучения, а также отрицательные, которые будут нуждаться в коррекционном воздействии, какие двигательные навыки у него развиты.

3. Учитывать психическое и физическое состояние ребенка с НОДА, использовать в работе дифференцированный подход.

4. У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Внезапное сенсорное возбуждение вызывает резкое усиление спазма, поэтому следует избегать неожиданных внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, или «оречевлять» действия. Запрещается сажать детей с НОДА спиной к двери и лицом к окну.

5. Создать в школе специальную коррекционную предметно-развивающую среду.

6. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами (непосредственно учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, владеющий специальной коррекционной методикой работы).

Индивидуальный учебный план должен включать в себя:

• комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом моторных, речевых и психологических патологий ребенка с НОДА;

• поочередное формирование познавательной деятельности и возможное

исправление её патологий;

• направленное развитие высших психологических функций;

• исправление речевых нарушений;

• коррекцию и развитие моторных нарушений;

• воспитание стабильной модели поведения и деятельности, которые необходимы для успешной адаптации и социализации ребенка.

1. Для проведения уроков использовать разнообразный, интересный, качественный дидактический материал.

2. Принимать во внимание то, что дети с двигательными нарушениями могут переутомляться, и поэтому им необходим грамотный подбор упражнений (объем и форма выполнения, а также чередование динамических упражнений с отдыхом; обязательный перерыв на занятии (уроке) на физкультминутку.

3. Учитывать физические и психические особенности ребенка при оценивании устных и письменных работ.

4. Соблюдать корректный речевой режим: четкая артикулированная речь, достаточное для понимания ребенком количество повторений, без резкого повышения голоса.

5. Активно использовать тренажеры для детей с моторными нарушениями под руководством инструктора ЛФК.

6. По рекомендации врача-специалиста (который ведет лечение, определить учебное место в классе, подбор комфортного положения тела при выполнении учебных заданий (ребенок может стоять за конторкой, стоять, сидеть). Можно фиксировать положение ребенка на специальном стуле, позволяющем удерживать его вертикальное положение. Для детей с насильственными движениями, которые осложняют учебную деятельность (захват карандаша, тетради, фиксацию взгляда при чтении) можно использовать специальные утяжелители.

7. Осведомить всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родительской общественности) о толерантном отношении к детям с НОДА.

8. Проявлять педагогический такт, своевременную помощь каждому ребенку, создавать ситуацию успеха. Все это поможет ребенку с НОДА уверовать в собственные силы и возможности, станет гарантией успешной адаптации в образовательном учреждении.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Опубликовано: 21 июля 2021 в 14:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гладкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД