Лучший педагог года

Классификация нарушений речи

ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ
Классификация нарушений речи

Нарушения речи — «собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека»1.

Выделяют следующие виды нарушений развития речи :

1) общее недоразвитие речи (ОНР);

2) фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

Публикация «Классификация нарушений речи» размещена в разделах

1. Особенностью общего недоразвития речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся и к звуковой, и смысловой стороне.

Выделяют (по Р. Е. Левиной) три уровня речевого развития при ОНР:

1. полное отсутствие общеупотребительной речи;

2. частичная сформированность речи (небольшой словарный запас, аграмматическое построение фраз);

3. развернутая речь с элементами недоразвития ( выявляются во всей речевой системе: звукопроизношении, словаре, грамматическом строе, связной речи).

Лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая речь при нерезко выраженном общем недоразвитии не сформированы. В ряде случаев, патологический ход речевого развития протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.

2. При фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН) происходит нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Является достаточно распространенным нарушением и может наблюдаться у детей с различными видами речевых расстройств. Требует целенаправленной логопедической работы.

Характерными особенностями ФФН являются: неправильное произношение отдельных звуков; неправильное произношение одной или нескольких групп звуков; недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами; замена одного звука другим; смешение звуков; значительные трудности с фонематическим анализом и синтезом, а также при обучении чтению и письму.

Патогенетической основой нарушений речи являются : локальное поражение головного мозга, органическое поражение речевых зон коры головного мозга, органическое поражение нервной системы, мозговые заболевания (инсульт, опухоли) и травмы мозга, анатомические дефекты, например, нарушения строения артикуляционного аппарата, в том числе зубочелюстные аномалии, психо-травмирующие ситуации.

Причины возникновения аномалии: внутриутробные патологии; родовые травмы; соматические заболевания в первые годы жизни; сотрясения мозга; вегетативные дисфункции; неблагоприятная среда развития.

Виды нарушений по Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой:

1) дислалия;

2) нарушения голоса;

3) риноналия;

4) дизартрия;

5) заикание;

6) алалия;

7) афазия.

1. ДИСЛАЛИЯ — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата.

Различают механическую дислалию, вызванную нарушением строения артикуляционного аппарата (неправильные прикус, неправильное строение зубов или твердого неба, короткая уздечка языка, аномально большой или маленький язык) и функциональную дислалию, связанную со спецификой языковой среды, в которой проходит развитие ребенка (неправильное речевое воспитание ребенка в семье, педагогическая запущенность, незрелость фонематического восприятия, одновременное изучение нескольких иностранных языков).

2. НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА могут быть в любом возрастном периоде от детского до старческого. В подростковый период изменения голоса связаны с эндокринной перестройкой организма.

Выделяют две большие группы голосовых нарушений :

по степени сохранности;

по причинам возникновения.

Нарушения голоса по степени его сохранности могут быть двух видов:

1) дисфония (частичное отсутствие голоса)

2) афония (полное отсутствие голоса).

По причинам нарушения :

1) органические — в основе возникновения дефекта лежат хронические воспалительные процессы голосового аппарата или его анатомические изменения, например, хронические ларингиты или состояния после хирургических вмешательств на гортани и мягком небе,

2) функциональные (голосовое переутомление, отдельные инфекционные заболевания, стрессы).

3. РИНОНАЛИЯ — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Причина: анатомический дефект (открытая либо прикрытая расщелина между носовой и ротовой полостью (на верхней губе, десне, твердом и мягком небе) часто сочетающаяся с зубочелюстными аномалиями. Проявляется риноналия в невнятности речи. В крайних проявлениях речь перестает быть понятна окружающим.

4. ДИЗАРТРИЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Проявляется в виде расстройств звукопроизношения, голосообразования, темпоритма речи, интонации. Степень выраженности дефекта многовариативна и колеблется от анартрии— полной невозможности произнесения речевых звуков, до стертой дизартрии — мало

заметной нечеткости произношения. Может возникнуть в

любом возрастном периоде в результате органического поражения нервной системы.

5. ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (повторения звуков, слогов, слов; удлинения звуков; обрыв слов; вставки). Проявляется в определенных ситуациях, в результате чего, как правило, возникает реакция избегания таких ситуаций и ограничения общения.

В большинстве случаев, возникает у детей в возрасте от двух до шести лет в результате поражения определенных структур центральной нервной системы, изменений речевой нагрузки, психотравмы. Проявляется в виде су-дороги мышц при попытке начать речь или в момент речи. Сопровождается сопутствующими движениями. В ранний подростковый период (десять-одиннадцать лет) лет может начать формироваться логофобия — стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач.

6. АЛАЛИЯ — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов. Характерными особенностями являются позднее появление и замедленное развитие речи, ограниченный запас слов.

Выделяют две формы: экспрессивную и импрессивную (сенсорную).

При экспрессивной форме степень выраженности дефекта может варьироваться от полного отсутствия устной речи до связных высказываний, но с ошибками. Не формируется звуковой образ слова, слоговая структура слов упрощается, возникают пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе. Ребенок понимает и адекватно реагирует на речь, обращенную к нему, только в рамках конкретной ситуации.

При импрессивной форме слух полностью сохранен. Характеризуется расстройством фонематического восприятия. Проявляется дефектами в диапазоне от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Понимание речи либо отсутствует, либо ограничено. Высокий уровень чувствительности к звуковым раздражителям. Без специального коррекционного воздействия речь не формируется.

6. АФАЗИЯ — полная или частичная утрата речи (понимания или ее производства, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Формы выделяются по степени тяжести. Чаще возникает в пожилом возрасте в результате травм мозга или мозговых заболеваний, например, инсульта. У детей диагностируется, когда органическое повреждение мозга происходит после овладения речью. Проявляется в нарушении дальнейшего развития речи, распаду сформированной речи. Следствием афазии становятся нарушения поведения в виде агрессивности, раздражительности, конфликтности. Компенсаторные возможности во всех возрастных категориях резко ограничены. Помощь осуществляется в медицинских учреждениях.

Нарушения письма и чтения

1. ДИСГРАФИЯ — частичное расстройство процессов письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма. Типичными ошибками письма при дисграфии являются: смешение и замена букв; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности на-писания отдельных слов в предложении, разрыв слова на части, слитное написание слов; аграмматизм; смешение букв по оптическому сходству.

Выделяют виды дисграфии:

артикуляторно-акустическую (фонетические нарушения);

акустическую (несформированность процессов фонематического восприятия)

оптическую (замена и искажение сходных по начертанию букв).

2. АГРАФИЯ — полное нарушение процессов письма.

Причиной дисграфии и аграфии является недостаточная готовность психических процессов, формирующихся в процессе развития устной речи.

3. ДИСЛЕКСИЯ — частичное нарушение чтения. Проявляется в многочисленных стойко повторяющихся ошибках. Например, замены, перестановки, пропуски букв.

К формам дислексии относят:

фонематическую (путание букв, которые обозначают сходные по акустико-артиркуляционным пара метрам звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки);

семантическую (механическое чтение, без понима

ния смысла);

аграмматическую (грамматические ошибки при чтении предложений);

мнестическую (незапоминание букв и невозможность

их сопоставления с соответствующими звуками);

оптическая (смешение сходных по начертанию букв).

4. АЛЕКСИЯ — полная неспособность овладеть чтением.

Дети с дисграфиями и дислексиями нуждаются в логопедической помощи.

Характеристика детей с нарушениями речи, письма и чтения

1. Физические и моторные особенности. Слух и интеллект сохранны. Резко выражены отклонения в развитии речи. Вторичными дефектами являются ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, откло

нения в эмоционально-волевой сфере.

2. Уровень работоспособности. При речевых расстройствах, вызванных органическими поражениями мозга, у детей отмечаются возбудимость, двигательная расторможенность, низкая умственная работоспособность, высокий уровень утомляемости и раздражительности. Утомление нарастает к вечеру и к концу недели, проявляясь в усилении головных болей, расстройстве сна, повышении двигательной активности.

3. Уровень психического развития. Психическое состояние детей с органическим поражением речи неустойчиво, что негативно влияет на уровень работоспособности: в период психосоматического благополучия дети

могут достигать достаточно высоких результатов в учебе,

но сознание своей неполноценности в общении приводит к аффективным срывам, а впоследствии и к изменениям характера (замкнутости, негативизму). В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие. Нарушения в эмоционально-волевой сфере характеризуются расстройствами настроения, эмоциональной неустойчивостью, низким уровнем контроля за собственной деятельностью.

Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохие оценки, неуважительное отношение. В поведенческом плане проявляется негативизм, возбудимость, агрессия или повышенная застенчивость и нерешительность, высокий уровень тревожности.

4. Уровень развитие интеллекта. Интеллект сохранен, но вследствие затруднений в восприятии и воспроизведении речи как вторичный дефект развивается ограниченность мышления.

5. Уровень развития речи : речь неразвита. Преобладают простые предложения, низкий словарный запас.

6. Внимание неустойчиво, характеризуется высоким уровнем переключаемости.

7. Восприятие: объем восприятия в границах нормы, но в результате низкого уровня работоспособности объем его значительно снижен.

8. Память неустойчива.

9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) сформирована.

10. Особенности обучения в школе. При наличии не ярко выраженных дефектов речи возможно обучение в условиях массовой школы при условии целенаправленной и систематической логопедической работы. Сложные

речевые дефекты требуют обучения детей в специальных

образовательных учреждениях.

Вывод: При своевременной медико-психолого-педагогической работе в зависимости от степени выраженности дефекта может наступить полное или частичное его устранение.

Дети с дефектами речи дошкольного возраста могут обучаться: в яслях-саде для детей с нарушениями речи, логопедическом детском саде, группах для детей с нарушениями речи при детских садах общего типах.

Дети с дефектами речи школьного возраста обучаются в учебно-воспитательных комплексах (УВК) для детей с нарушениями речи, школах для детей с нарушениями речи (V вида, логопедических пунктах при общеобразовательных школах, группах для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

Дети с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста могут получить специализированную помощь в системе здравоохранения (логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализи-рованных центрах медицинских институтов, детские санатории) и в коррекционно-развивающих центрах, в которых оказывается комплексная помощь детям с нарушениями речи.

Категории детей со сложным дефектом, имеющие нарушения речи, например, с психическими нарушениями, дети со снижением слуха или зрения, умственно отсталые дети, с нарушением опорно-двигательного аппарата получают логопедическую помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется на основании медицинских показаний.

Классификации

1. Клинико-педагогическая классификация Г. В. Чиркиной.

2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р. Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.

1. Клинико-педагогическая классификация Г. В. Чиркиной (объединяет психолого-лингвистические и клинические критерии)

а) расстройство фонационного оформления речи : афония, дисфония (отсутствие или нарушение голоса); брадилалия (патологически замедленный темп речи); тахилалия (патологически убыстренный темп речи); заикание

(нарушение темпо-ритмической организации речи);

б) нарушения речи, обусловленные судорожным состоянием мышц речевого аппарата: дислалия (при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата нарушение произносительной стороны

речи); риноналия (нарушение тембра голоса и звукопроизнесения);

в) нарушения речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата и нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга); афазия (полная или частичная утрата речи, в результате локальных поражений головного мозга).

2. Психолого-педагогическая классификация, разработанная Р. Е. Левиной и сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО.

При фонетико-фонематическом недоразвитии (ФФН) происходит нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем.

Особенностью общего недоразвития речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся и к звуковой, и смысловой стороне.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы.

Нарушения письма и чтения в данной классификации трактуются как отсроченные проявления фонетико-фонематического недоразвития речи или общего недоразвития речи, обусловленные несформированностью фонетических и морфологических обобщений в устной речи.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Классификация птиц по типу питания»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Классификация птиц по типу питания» Программное содержание: раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи с приспособленностью к условиям различных.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классификация нарушений речи
Опубликовано: 18 июня 2023 в 21:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классификация нарушений речи» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД