Получи документы

Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ

Дарья Янченко
Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ

Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ

У детей с ОВЗ нарушения речи могут быть разной степени тяжести: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов, до развернутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексического несовершенства. При работе с детьми с ОВЗ замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей наблюдаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для улучшения памяти, а через неё и мышления, необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. В этом-то и помогает нам мнемотехника

Публикация «Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, а так же в других сферах деятельности, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Мнемоквадраты используются в нашем саду в визуальном расписаниии, планировании.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это чаще таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

В нашем детском саду мнемотаблицы, помимо НОД по развитию речи используются: при автоматизации звуков, при подготовке детей к публичным выступлениям (научно – практическая конференция, где ребенок представляет свою исследовательскую работу; звезда недели, где ребенок представляет рассказ о себе).

На начальных этапах работы с мнемотаблицами в НОД по развитию речи педагог предлагает детям готовые мнемотаблицы к заучиванию стихотворений, к рассказам для составления пересказа; но уже, когда у детей есть опыт использования готовых мнемотаблиц, они сами придумывают и делают зарисовки символовсначала с помощью педагогов, затем полностью самостоятельно. ( Например: Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель.)

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

При подготовке статьи использованы материалы:

1. Большова Т. В. «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

2. Воробьева В. К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М. : ACT : АстрельТранзиткнига, 2006.

3. Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи» ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

4. Белоусова Л. Е. «Научиться пересказывать? Это просто!» - СПб: Издательский дом «Литера», 2009.

5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб. —М. : Просвещение, 1985.

6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004.

Прикреплённые файлы:

mnemotehnika_lhfo1.pptx | 18646,57 Кб
 
Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду»Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду» В рамках муниципальной опорной площадки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенкомМнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком Есть несколько способов заучивания стихотворений. Самый простой и эффективный способ выучить стихотворение – это зарисовать его, а потом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 09:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Янченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД