Папки-передвижки

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми»

Анжелика Хаметова
Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми»

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является, в свою очередь, огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Однако, компьютер – не самоценен, он не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Публикация «Консультация „Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми“» размещена в разделах

Преимущества информационно-коммуникационных технологий.

1. Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме.

2. Повышается мотивация и интерес детей к занятиям.

3. Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.

4. Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий.

1. Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.

2. Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

3. Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.

4. Обучение детей навыкам самоконтроля.

5. Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи.

6. Образовательные возможности ИКТ для ребенка. Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной.

7. Ребёнок сам видит результат своей работы.

8. Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.

9. Возникает стремление исправить увиденную ошибку.

10. Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.

11. Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.

12. Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером.

13. Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.

14. У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога

1. Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы.

2. Сочетание системного и деятельностного подходов к коррекции.

3. Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания).

4. Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных.

5. Индивидуальный и образовательный маршрут – видно, как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы.

6. Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты).

7. Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Образовательные плюсы в использовании ИКТ

1. Сокращается время работы с бумажными носителями.

2. Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.

3. Возможность создания базы данных и медиатеки.

4. Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.

5. Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности. Визуализация акустических характеристик звуков.

6. Расширение спектра невербальных заданий.

Использование ИКТ в занятиях осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.

2. Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

- звукопроизношение (артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв);

- просодические компоненты речи;

- обучение грамоте (фонематический анализ и синтез, фонематические представления);

- лексико-грамматические средства языка (словообразование, словоизменение);

- речевое дыхание;

- общая и мелкая моторика;

- формирование зрительно-пространственных отношений;

- связная речь (составление или пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок).

3. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

4. Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

5. Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.

6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.

7. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

8. Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

9. Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.

10. Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

ИКТ используется на разных этапах работы.

1. Подготовительный этап: При проведении артикуляционной гимнастики. Для развития речевого дыхания. Как зрительный тренажёр. При подготовке руки к письму. Для включения в занятие.

2. Этап автоматизации: Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

3. Этап дифференциации: Задания на классификацию слов с изучаемым звуком. Рекомендации для родителей. Презентация с речевыми заданиями

Любое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. В основной части занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Очень удобно создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для обучающихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

При организации совместной организованной деятельности (занятиях по обучению грамоте) ИКТ могут быть использованы в начале занятия для обозначения темы, создания проблемной ситуации. Презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты могут сопровождать объяснение учебного материала. ИКТ могут выступать как информационно-обучающее пособие, могут использоваться для контроля усвоения материала детьми.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникативных технологий «Моя семья» .

Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию»Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию» Применение информационно-коммуникативных технологий на занятиях по плаванию В наш современный век информационного и технического прогресса.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ»Семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ» В нашем детском саду был проведен районный семинар для заведующих «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ».

Викторина-кроссворд по сказкам «Загадочный теремок» с применением информационно-коммуникативных технологий .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми»
Опубликовано: 21 августа 2020 в 09:45
+72Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Хаметова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД