МААМ-картинки

Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности

Жанна Брудкова
Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности

Художественно-эстетическое образование в современном региональном образовательном пространстве как фактор социализации личности.

Брудкова Ж. Г., музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 33 г. Белгород

Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения.

Публикация «Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности» размещена в разделах

Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и художественных ценностях.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Обращение к синтезу искусств в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Опираясь на современные музыкальные методики, были созданы условия необходимые для формирования социальной уверенности у детей, которые базировались на принципе интеграции искусств, обеспечивая в конечном результате включение дошкольников в импровизационно-творческую деятельность.

Цель работы – помочь детям активно войти в мир через приобщение к искусству, целенаправленно развивая и формируя социальную уверенность, которая является основой в становлении растущего человека как личности.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Совершенствовать формы и методы работы, развивающие социальную уверенность в процессе использования музыкально – развивающих игр.

2. Наработать музыкально – дидактический материал и использовать его в учебно – педагогическом процессе.

3. Использование современных технологий в образовательном процессе.

4. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

• создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

• координация работы с другими учреждениями и организациями.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольника позволили выявить противоречия между:

• необходимостью формирования социальной уверенности посредствам интеграции всех видов искусств и педагогическими условиями, созданными для реализации данных требований;

• желанием детей проявлять свое «Я» и недостаточностью представлений и практических навыков их использования.

В поиске решений данной проблемы был сделан вывод, что процесс становления личности можно улучшить и ускорить при направленной работе с помощью музыкально - развивающих игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников.

Именно в игре развиваются оценочные отношения, формирующие самооценку и оценку друг друга, что является важным источником осознания ребенком себя как субъекта деятельности.

Большое значение имеет правильно организованная педагогическая поддержка развития у детей социальной уверенности. Она должна строиться на принципах гуманистической педагогики и психологии. Роль педагога в создании игровой ситуации, в музыкально - развивающих играх велика.

Где, как не в игре, ребенок может не только проявить себя в своих лучших качествах, но и хотеть стать еще лучше, значимее в коллективе сверстников? Это означает, что к стремлению педагога развить в ребенке социальную уверенность подключается осознанное стремление самого ребенка стать социально уверенной личностью, а это в значительной мере повышает процент успеха данного педагогического воздействия.

Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра — самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

В соответствии с введением в действие ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяет общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. Однако всегда желательно объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи). Воспитание средствами искусства — неотъемлемая часть достойного образования и развития личности ребенка. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного» (цит. по: 2). В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей. Восприятие музыки чаще всего сопровождается чтением стихотворений, показом репродукций картин, ребенок может звучание музыки передать с применением художественно-изобразительных средств.

Содержание и структура непосредственно образовательной деятельности в области «Художественно – эстетическое развитие» должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных методов и приёмов.

В целях наиболее полной реализации задач используются следующие методы:

• Наглядно – зрительный (показ взрослого, использование наглядных пособий)

• Наглядно – слуховой (беседа, пояснение)

• Практический метод (многократное повторение отдельных элементов)

• Метод интегрированного подхода (объединение нескольких методов)

Не менее важным при организации является формирование положительной мотивации. Реализуется оно несколькими путями:

привитием социально ценных установок;

устранением неверия в свои силы;

ситуации успеха, предвосхищения тех эмоций, которые желательно испытать ребенку;

предупреждением затруднительных ситуаций, привлечением подбадривания, юмора

Рассмотрим основные направления работы с детьми дошкольного возраста по приобщению к искусству.

- Ознакомление с миром людей и природы через произведения музыки, изобразительного искусства, художественной литературы.

- Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой и познавательной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная, театрализованная и т. д.).

- Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература,

изобразительное и театральное искусство).

- Становление социокультурной предметной музыкально- образовательной среды, способствующей музыкальному и эмоциональному благополучию детей.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека. Но именно в детском саду закладываются основы духовно – нравственного воспитания детей.

Список литературы.

1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра. -2006- № 4.- С. 3-8.

2. Вендрова Т. И., Воспитание музыкой М., 1991 г. – 180 с.

3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. : Просвещение, 1989.

4. Виноградова А. Становление нравственных чувств – основа духовного развития человека //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5 С. 43-48.

5. Каргин А. С. Нравственно-этическое формирование личности. М. ,1981.

6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1986.

7. Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.

8. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1983

9. Семынина Е. Музыка-воспитание души // Дошкольное воспитание. -2007- № 1(33)

10. Стульник Т. Нравственное воспитание дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2005.-№5. – С. 35-40

11. Сушкова И. В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6-7 года жизни в дошкольных образовательных учреждениях // диссертационная работа. – Елец, 2006.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста дошкольном образовательном учреждении Статья на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста дошкольном образовательном учреждении». Логинова Н. Д. ,воспитатель.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Изменения, происходящие.

Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.

Лэпбук как средство обучения и способ систематизации знаний в современном образовательном пространстве ДОО 1 слайд. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые формы.

Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников Опыт психолого-педагогической социализации дошкольников на примере ФГК ДОУ № 145 В период детства развитие ребенка зависит исключительно.

Предметно-пространственная среда, как фактор развития и социализации дошкольника Предметно - пространственная среда как фактор развития и социализации дошкольника. Работа со стендовой панелью «Квестовая тропа» В составе.

Семья, как фактор развития и формирования личности ребенка Проблемой в современном обществе было и остается влияние воспитания родителей на формирование личности их ребенка. Потому как семья для.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста как фактор их социализации В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность,.

ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования. Егорова Н. Г., старший воспитатель.

Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности
Опубликовано: 24 августа 2018 в 12:13
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое образование в современном образовательном пространстве как фактор социализации личности» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Брудкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД