Лучший педагог года

Аппликация с детьми ОВЗ по федеральной образовательной программе

Юлия Макушина
Аппликация с детьми ОВЗ по федеральной образовательной программе

Содержание

Ведение 3

1. Аппликация как средство коррекции в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья 5

2. Цели применения аппликации с детьми с ограниченными возможностями возможностями здоровья 8

3. Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «аппликация» для детей с ограниченными возможностями здоровья 10

Заключение список использованный литературы 15

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Аппликация с детьми ОВЗ по федеральной образовательной программе» размещена в разделах

Актуальность обусловлена тем, что, в настоящее время возникает необходимость в новых способах решать современные задачи творческого восприятия и развития творческой личности в целом, в приобщении детей с ОВЗ к творчеству, развитии их способностей, воспитания чувства коллективизма, чувства прекрасного.

В проекте ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья одной из целей, связанных с модернизацией содержания коррекционного образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств. В процессе занятий по аппликации происходит знакомство с материалами, техникой и способами обработки бумаги, овладение умением образно и творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривании иллюстраций и т. д.

Аппликация — это один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Она тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной деятельностью, что так же оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Цель работы - изучение методов и техник аппликации, которые могут быть использованы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть аппликацию как средство коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Изучить цели применения аппликации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3. Исследовать адаптированную общеобразовательную общеразвивающую программу «аппликация» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Объектом работы является процесс аппликации как метод развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет работы - методы и техники аппликации, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ для развития их творческих способностей и социальной адаптации

Аппликация как средство коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аппликативная деятельность как образовательный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Занятия аппликацией, при правильной их постановке, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Существует множество разнообразных видов аппликации :

-По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная;

-По количеству используемых цветов: силуэтная (монохромная, цветная (полихромная);

-По форме: геометрическая, не геометрическая

-По наличию симметричности; симметричная, асимметричная;

-По способу изготовлению деталей: резанная, рваная;

-По степени прилегания к основе: плоская, объемная;

-По количеству деталей: целая силуэтная, раздробленная на части, мозаика;

-По способу крепления деталей: однослойная, многослойная.

Различные виды аппликации имеют разную сложность и могут использоваться в работе с детьми с различным уровнем интеллектуального развития, развития мелкой моторики.

В частности, для детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и ручных умений, занятия по декоративно-прикладному искусству могут быть начаты с изготовления изделий в технике рваной (обрывной) аппликации.

Ребенок с минимальным спектром ручных умений в этом случае уже на первых занятиях оказывается в «ситуации успеха», что мотивирует его к дальнейшим занятиям декоративно-прикладным искусством и способствует формированию положительной самооценки. Наличие множества видов аппликации создает возможность большой вариативности проведения занятий и возможность эффективного участия в работе детей с различным уровнем развития ручных умений.

Для детей с низким уровнем развития мелкой моторики, наряду с занятиями рваной аппликацией применяются занятия объемной аппликацией. По мере возрастания уровня развития мелкой моторики занятия рваной и объемной аппликацией дополняются резаной аппликацией, аппликацией из разнообразных природных материалов, текстильной аппликацией.

В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать, что немаловажно для обучающихся с ОВЗ.

Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать.

Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца.

Цели применения аппликации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цели применения аппликации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть многообразными и направлены на развитие различных аспектов и навыков у детей с разными видами ограничений. Вот основные цели использования аппликации :

Аппликация предоставляет детям с ОВЗ возможность развивать мелкую моторику и координацию движений путем точного вырезания и нанесения деталей на основу. Это особенно полезно для детей с нарушениями моторики или сенсомоторными нарушениями.

Аппликация позволяет детям экспериментировать с формой, цветом и текстурой, развивая творческое мышление и воображение.

Работа с аппликацией требует терпения, внимания к деталям и последовательности действий, что способствует улучшению концентрации и внимания у детей с ОВЗ.

При работе в группе над аппликационным проектом дети могут улучшить навыки сотрудничества, обмена идей и общения друг с другом.

Использование различных материалов для аппликации (ткани, бумага, пластилин и т. д.) может обеспечить сенсорную стимуляцию у детей с особыми потребностями.

Создание собственных аппликационных работ может повысить самооценку у детей с ОВЗ и помочь им развить уверенность в своих способностях.

Аппликация может быть интегрирована в учебный план как средство обучения и развития различных навыков, что помогает детям с ОВЗ успешно включаться в образовательную среду.

Цели применения аппликации могут быть адаптированы в зависимости от конкретных потребностей и возможностей детей с ОВЗ, и эти цели должны быть четко сформулированы и интегрированы в образовательные практики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Адаптированная общеразвивающее образовательная программа «аппликация» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа «аппликация»- является адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программой для детей с ОВЗ.

Программа «Аппликация» предполагает знакомство с одним из самых распространенных и привычных видов работ, это одно из самых любимых занятий детей с ОВЗ. Ребятам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.

Применение данной программы в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию мелкой моторики рук. Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка.

Актуальность программы заключается в том, что систематические творческие занятия создают условия для развития мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребё нка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи, психических процессов, интеллекта ребёнка.

Реализация программы позволит создать условия для формирования эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы, выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь повлияет на развитие детей.

Новизна адаптированной образовательной программы «Аппликация» состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Художественное творчество – показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т. е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.

Образовательная программа «Аппликация» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной.

Цель программы :

Формирование творческих способностей учащихся с ОВЗ посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

1. Формирование трудовых умений и навыков детей с ОВЗ.

2. Развивать конструкторское мышление, мелкую моторику и тактильные ощущения.

3. Воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, ответственность и гордость за свой труд, уважение к труду других).

4. Воспитывать аккуратность, культуру поведения.

Организационно-методические условия реализации программы «Аппликация» :

1. Занятия проходят в специально оборудованном помещении.

2. Подбор материала для творческой деятельности детей.

3. Систематизация литературно – художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки – с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

4. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц рук.

5. Подбор комплекса упражнений для глаз.

6. Подбор репродукций, открыток.

7. Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

Заключение.

В заключении можно сказать, что аппликация является эффективным средством коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Она позволяет не только развивать мелкую моторику, координацию движений и пространственное мышление, но и способствует формированию у детей умения работать с различными материалами, осваивать новые техники и приемы, а также развивать творческое мышление и воображение.

Применение аппликации в работе с данной категорией детей помогает решать ряд важных задач, таких как:

Формирование представлений о форме, цвете, размере предметов и их расположении в пространстве;

Развитие сенсорных способностей, тактильной чувствительности и восприятия;

Укрепление мышечного тонуса, развитие силы и ловкости пальцев рук;

Формирование навыков самообслуживания, трудовых умений и навыков, необходимых в быту;

Воспитание усидчивости, аккуратности, терпения и стремления к достижению результата;

Содействие социальной адаптации детей, их интеграции в общество.

Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аппликация» для детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляет возможность организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Она направлена на создание оптимальных условий для всестороннего развития детей, формирования у них умений и навыков работы с различными материалами и инструментами, воспитания художественного вкуса, развития творческих способностей и укрепления здоровья.

Список использованных источников:

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ [Электронный ресурс] :

Зайцев, В. Б. Аппликация / В. Б. Зайцев. - М. : Рипол Классик, 2011. - 16 с.

Маслова, И. В. Аппликация / И. В. Маслова. - М. : Баласс, 2012. - 64 с.

Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки / Е. А. Румянцева. - М. : Мир книги, 2010. - 112 с.

Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : Методические рекомендации /Отв. ред. С. В. Алехина. – М. : МГППУ, 2012.

Щербатова, Н. Г. Организация художественного творчества детей с ограниченными возможностями.

Публикации по теме:

Анализ проделанной работы за 2019–2020 учебный год по комплексной образовательной программе «Первые шаги»Анализ проделанной работы за 2019–2020 учебный год по комплексной образовательной программе «Первые шаги» Анализ о проделанной работе в группе №14 «Теремок» за 2019-2020 учебный год по комплексной образовательной программе «ПЕРВЫЕ ШАГИ». Воспитатели:.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» во второй младшей группы АННОТАЦИЯ Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группы Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» во второй младшей группы АННОТАЦИЯ Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является компонентом содержательного раздела.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аппликация с детьми ОВЗ по федеральной образовательной программе
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 09:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД