МААМ-картинки

Активные методы обучения в работе учителя-логопеда

Ирина Мовчан
Активные методы обучения в работе учителя-логопеда

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.

Публикация «Активные методы обучения в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе мы стараемся находить новые методы активного обучения.

Активные методы обучения (АМО) - совокупность разнообразных приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Эта система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.

Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных аспектах:

-развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

-формирование положительной учебной мотивации;

-повышение познавательной активности учащихся;

-активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

-стимулирование самостоятельной деятельности;

-эффективное усвоение большого объема учебной информации;

-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

-раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие универсальных навыков.

При построении логопедического занятия необходимо учитывать следующие признаки методов активного обучения :

-Проблемности. Основная задача состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания.

-Взаимообучения. Стержневым моментом является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

-Индивидуализации. Организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.

-Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

-Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят : творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.

-Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый,

резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

Структура АМО – технологии, фазы и этапы:

1 ФАЗА

ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА

1 Инициация (начало урока, знакомство) Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

2 Погружение в тему Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

3 Определение ожиданий опасений Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

II ФАЗА

ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА

Закрепление изученного (домашнее задание) Контроль и коррекция ЗУН

Инпут (интерактивная лекция (передача, объяснение информации) Сообщение нового материала

Проработка содержания темы Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

Форма передачи информации ученикам различная:

-лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) интегрированная передача информации с использованием мультимедийной

аппаратуры (кино- и фотохроники,

-проблемно-поисковая форма, т. е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта.

III ФАЗА

ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА

Эмоциональная разрядка (разминка) Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление или восстановление энергии

Рефлексия Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Эмоциональная разрядка (разминки) может быть представлена в виде:

Логоритмических упражнений, игровой терапии - продвижение ребенка к своему развитию через игру - сенсорные игры: с красками, песком, с водой, игры с сыпучим материалом, игры с ритмом, совместное рисование - игры с сюжетом

При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели.

Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад

Виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния и настроения;

рефлексия деятельности на занятии; рефлексия содержания учебного материала; рефлексия деятельности на занятии; рефлексия содержания учебного материала.

Таким образом хотелось бы отметить, что применение АМО на логопедических занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учеников, развивает их творческие способности. Появление в логопедической работе методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению.

Прикреплённые файлы:

amo-moja_i1lgp.pptx | 20881,72 Кб
 
Публикации по теме:

Игры в работе учителя-логопеда В ФГО Стандартах говорится об образовательном процессе, строящемся на подходящих возрасту ребёнка играх. Игра является ведущим видом деятельности.

Активные методы обучения детей и взрослых Современный воспитатель детского сада ищет новые пути для развития у дошкольников творческих способностей, научного мировозрения, вооружения.

Игровые приёмы в работе учителя-логопеда Дети дошкольного возраста с нарушениями речи имеют бедный словарный запас, у таких детей отмечается расхождение объёма активного и пассивного.

ИКТ в работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №11 г. Меленки Доклад на тему: «ИКТ в работе учителя.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Лэпбук в работе учителя-логопедаЛэпбук в работе учителя-логопеда .

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Проектный метод в работе учителя-логопеда Проектная работа «Делаем вместе и говорим» Позвольте представить вам опыт проектной деятельности «Делаем вместе и говорим». (слайд 1).

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровьесберегающая технология — это система, которая создает максимальные возможности и условия для сохранения, укрепления и развития духовного,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активные методы обучения в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 22:17
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активные методы обучения в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мовчан в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД