Лучший педагог года

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребёнка

Мария Волкова
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребёнка

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоя­тельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и дея­тельность взрослых и сверстников.

Публикация «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребёнка» размещена в разделах

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры яв­ляется наличие в ней воображаемой ситуации. Вообра­жаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете рас­крывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрос­лого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разно­образные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражает­ся в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: опера­тивные и изобразительные - «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообраз­ные вещи, при этом им придается воображаемое, игро­вое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и мат­роса, врача и пациента и т. д.).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие опреде­ляется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной сто­роны, с неподготовленностью ребенка к его осуществ­лению, с другой - с растущей самостоятельностью де­тей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отно­шения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры так­же является одной из ее важнейших особенностей. Мно­гочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким обра­зом, игра есть деятельность, в которой дети сами моде­лируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означа­ет, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное усло­вие для развития сюжетно-ролевых игр.

Публикации по теме:

Консультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игрКонсультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация: «Значение игры на детских музыкальных инструментах в развитии ребёнка-дошкольника» Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности.

Консультация «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников» Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.

Презентация для проведения родительского собрания «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника» Как известно с давних времен, игра является основным видом деятельности дошкольника. Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений,.

Семинар-практикум для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников» Семинар- практикум для воспитателей «Значение сюжетно ролевой игры в развитии дошкольников» Педагог- психолог: Здравствуйте, уважаемые.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными.

Консультация «Значение сюжетно — ролевой игры в воспитании и развитии детей» В современном обществе человек сталкивается с постоянными изменениями связанными с обновлением во всех сферах жизни. Естественным образом.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возрастЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возраст В дошкольном возрасте основным видом деятельности дошкольника является игра, с помощью которой происходит формирование всех сторон личности.

Значение трудового воспитания в развитии личности ребёнка Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребёнка
Опубликовано: 1 сентября 2019 в 08:38
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Мария Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД