Лучший педагог года

Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи

Марина Токарева
Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи

На современном этапе существует необходимость подбора эффективных средств здоровьесбережения дошкольников. В этот возрастной период интенсивно развиваются органы, происходит становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности. Поэтому целесообразно сформировать у дошкольников элементарные знания, начать вырабатывать практические навыки сохранения своего здоровья, сформировать осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Это оказывается эффективным, если взрослые, которые окружают ребенка, имеют единые воспитательные стратегии. Для счастливой жизни человека и успешной адаптации в социуме необходимо поддержание здоровья. Результаты исследований Кареповой Т. Г. [3], Карповой Ю. В. [4], Козловой А. В. [5] свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в последние годы. Исследователи связывают ухудшение детского здоровья с нестабильным социально-экономическим положением семей, последствиями экономических кризисов, имеющих место в нашей стране и мире в целом, генетическими аномалиями, несформирванностью традиций здорового образа жизни в российских семьях. Для здоровьесбережения дошкольников важно установить взаимодействие ДОУ и семьи, поскольку здоровье детей во многом зависит от взаимных установок родителей (законных представителей) ребенка и воспитателей ДОУ. Это взаимодействие будет оптимальным, если обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок здорового образа жизни. Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников обусловлена усилением действия на человека провоцирующих общественно- политических, техногенных, экологических, психологических, политических и военных факторов. Поэтому взрослым необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, пропагандировать безопасный образ жизни, формировать ценностное отношение к своему здоровью. Необходимость этого обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [9]. В Стандарте выделена образовательная область «Физическое развитие». Реализация этой образовательной области предполагает формирование у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычках, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, поддержание семей воспитанников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. Здоровьесбережение дошкольников включает укрепление их здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, воспитание культуры здорового образа жизни, формирование знаний об организме человека, факторах риска здоровья, профилактике заболеваний, а также о том, как сохранить здоровье, развитие навыков ведения здорового образа жизни. Для того чтобы сохранить здоровье дошкольников, необходимо сформировать у них поведенческие привычки здорового образа жизни (Прокопенко В. И. и Волошина Л. Н. [7]). А это, в свою очередь, возможно за счет объединения усилий всех людей, ответственных за здоровье ребенка. Сухомлинский В. А. называл заботу о здоровье важнейшим трудом воспитателя и писал, что от «бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [6, 54]. Принципы непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанного на доверии и сотрудничестве педагогов и семей воспитанников, также обоснованы Сухомлинским В. А. На приобретение знаний родителями в общении с педагогами указывал Ушинский К. Д. [8]. Современные исследователи (Виноградова Н. Ф. [1], Загак Л. В. [2]) разработали формы и методы работы детского сада с семьями детей. В ходе взаимодействия ДОУ и семьи важно организовать посещение семей детей, проведение консультаций и бесед, родительских собраний, наглядной пропаганды, деловых игр, установить доверительные деловые отношения между дошкольным образовательным учреждением и семьей, поскольку родители и педагоги, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи нам представляется важным решение следующих задач: 1) подбор организационных форм сотрудничества ДОУ и семьи; 2) соблюдение преемственности в приобщении к здоровому образу жизни в ДОУ и семье; 3) разработка алгоритма взаимодействия ДОУ и семьи по здоровьесбережению дошкольников. Решение обозначенных задач осуществляется посредством использования следующих форм работы: 1) индивидуальные и коллективные; 2) наглядно-информационные; 3) познавательные; 4) информационно-аналитические; 5) досуговые. В зависимости от цели конкретного педагогического воздействия можно использовать различные формы сотрудничества с семьями воспитанников. Для выявления интересов, актуальных проблем, запросов родителей, уровня их компетентности в вопросах здоровьесбережения дошкольников используются информационно-аналитические формы сотрудничества (опросы, анкетирования родителей, размещение в раздевалках «Ящиков доверия»). Через ящики доверия родители могут задавать интересующие вопросы, писать пожелания, давать оценку мероприятиям и т. д. Полученная информация может использоваться для планирования и организации мероприятий по здоровьесбережению детей. С целью просвещения родителей по вопросам по здоровьесбережения используются познавательные формы сотрудничества, основанные на организации коллективного общения. Важно, чтобы между воспитателями и родителями детей осуществлялся диалог, а также обмен информацией между родителями. Поэтому необходимо заранеесообщать родителям тему предстоящей встречи, рекомендовать, в каких источниках можно ознакомиться с соответствующей информацией. В ходе мероприятийнадо стараться найти приемлемое для всех решение по актуальным вопросам здоровьесбережения детей. Наиболее эффективными являются активные формы работы, активирующие личный опыт родителей и профессиональный опыт педагогов, и требующие выражения человеком отношения и формулировки собственной позиции по здоровьесбережению. Основными методами здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи являются : 1) изучение и анализ научно-методической литературы по вопросам здоровьесбережения дошкольников; 2) педагогическая диагностика; 3) отбор содержания практической педагогической деятельности; 4) методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, пример); 5) методы организации деятельности (приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрация и демонстрация); 6) методы стимулирования деятельности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие); 7) методы контроля. Принципами здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи являются : 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства и обогащение детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей детей; 3) содействие сотрудничеству детей и взрослых; 4) поддержка детской инициативы; 5) сотрудничество с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) возрастная адекватность педагогического воздействия; 8) учет этнокультурной ситуации развития детей. Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения дошкольников мы считаем необходимым начать с анкетирования родителей, направленного на определение их компетентности в вопросах здорового образа жизни (для организации педагогического просвещения) и получения запроса родителей на решение конкретных проблем. Далее целесообразно посетить семьи воспитанников с целью анализа соответствия условий здоровьесбережения детей. Совместно с медицинским работником необходимо проанализировать состояние здоровья детей для определения способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении и информировать родителей о результатах педагогической диагностики, медицинского наблюдения и способах улучшения здоровья каждого ребенка. В ДОУ надо создать зоны различных видов двигательной активности, проведения закаливающих процедур, массажей, фитотерапии, мероприятий взаимодействия с родителями (спортивные праздники, мастер-классы и т. д.). Результатом совместной деятельности взрослых может стать составление медицинским работником, воспитателем и родителями индивидуальных планов оздоровления детей. Педагоги должны ознакомить родителей с содержанием оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении. Для этого можно использовать сайт ДОУ, размещение информации в родительском уголке, в информационных буклетах и т. д. Для обучения родителей различным способам оздоровления детей (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, снижение эмоционального напряжения и т. д.) и пропаганды здорового образа жизни (необходимость соблюдения гигиенических норм, режима дня, правильного питания, закаливания, эмоционального комфорта и т. д.) организуются следующая деятельность. Обмен семейным опытом ведения здорового образа жизни (оборудование спортивного уголка дома, создание копилки подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, профилактика гиподинамии, лишнего веса, формирование правильной осанки и т. д.). Создание семейных клубов по интересам «Красота и здоровье», «Вкус и польза», «Спортивная семья», «Неболейка». Распространение передового семейного опыта ведения здорового образа жизни (размещение материалов на сайте ДОУ, создание газет и информационных листков). Организация совместной деятельности с родителями и детьми в форме праздников, спортивных соревнований, дней здоровья. Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи в решении вопросов здоровьесбережения дошкольников во многом зависит от взаимных установок педагогов и родителей. В работах Черниговских Е. В., Муляр Н. В. отмечено, что сотрудничество будет успешным, если «обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков и установок здорового образа жизни» [10]. На наш взгляд, необходимо выработать следующую стратегию педагогов и родителей по здоровьесбережению дошкольников : 1) педагоги пропагандируют опыт по воспитанию привычек здорового образа жизни, родители поддерживают это дома; 2) педагоги уделяют внимание приобретению детьми опыта ведения здорового образа жизни, родители создают условия для здоровьесбережения дошкольников дома; 3) педагоги просвещают родителей об играх и игрушках, являющихся педагогически ценными для укрепления здоровья, разъясняют негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и здоровье детей, родители приобретают (изготавливают) настольные игры и инвентарь для формирования привычки к здоровому образу жизни; 4) педагоги создают условия для рациональной двигательной деятельности детей в ДОУ, родители по мере возможности заботятся о создании условий для ведения детьми здорового образа жизни дома. Например, педагоги проводят информирование родителей о пользе активного отдыха на природе, правильном режиме дня дошкольника, профилактике нарушений осанки, заболеваний глаз, зубов. Родители соответственно, обеспечивают правильную организацию двигательной активности ребенка в семье, рационально организуют режим дня ребенка, создают дома условия для нормального развития детского организма (световой режим, правильное спальное место и т. д., требуют соблюдать гигиенические нормы. Воспитатели демонстрируют детям примеры здорового образа жизни (встречи с интересными людьми, просмотр видеороликов, личный пример, поощрение, а родители реализуют дома семейные традиции занятий спортом, показывают свой личный пример. Таким образом, для здоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи надо подобрать организационные формы сотрудничества ДОУ и семьи; соблюдать преемственность в приобщении к здоровому образу жизни в ДОУ и семье; разработать алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи по здоровьесбережению дошкольников.

Публикация «Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

Литература: Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. — М. : Просвещение 2016. — 234 с. Загак Л. В. Развивающая педагогика оздоровления. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. — 296 с. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование. — Волгоград: Учитель, 2014. — 170 с. Карпова Ю. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. — М. : Вентана- Граф, 2015. — 440 с. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М. : ТЦ Сфера, 2015. — 112с. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. — СПб. : Питер, 2017. — 218 с. Прокопенко В. И., Волошина Л. Н., Громыко Ю. И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях и школах. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2002. — 98 с. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С. Ф. Егоров. — М. : Педагогика, 1998. — 252 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Дошкольное воспитание. – 2013. –№ 2. Черниговских Е. В., Муляр Н. В. Преемственность между семьей и детским садом по вопросу оздоровления детей // Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 312–314.

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Перспективный план по формированию правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсомоторному развитию Сентябрь 1 - неделя: 1. Пальчиковые гимнастики: «У Антошки есть игрушки», «Дружба», «Наши полотенца», «Сколько у меня игрушек» 2. Фигурки.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 26 января 2023 в 09:57
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Токарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД