МААМ-картинки

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Русский национальный костюм»

Елена Горенкова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Русский национальный костюм»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

«Русский национальный костюм»

Задачи:

-познакомить детей с русским народным костюмом;

-развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и образное мышление;

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Русский национальный костюм“» размещена в разделах

-формировать уважительное отношение к культуре своей страны, воспитывать патриотические чувства

Оборудование: куклы Настя и Ваня в русских костюмах; костюмы для детей и воспитателя; сундук с рисунками костюмов; с заданиями; два аудиоаппаратура; фонограммы русской народной песни колокольного звона.

Одна половина зала оформлена как русская изба.

Звучит фонограмма народной песни.

ХОД

Воспитатель. Здравствуйте, сегодня вас ждет много сюрпризов, поэтому я вас попрошу быть особенно внимательными. А начнё м мы вот с такого стихотворения:

Россия, ты — великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути.

О чем это стихотворение?

Д е т и. О России — о стране, где мы живем.

На стене висит карта России.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на карту — это Россия, страна, где мы живем. Действительно, наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. (Показывает на карте.) Богата она своей историей и обычаями.

Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда встречайте. Это куклы Настя и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные. Какая Настя?

Дети. Красивая, веселая, очаровательная, милая.

Воспитатель. А Ваня какой?

Дети. Веселый, симпатичный, праздничный, светловолосый.

Воспитатель. Куклы Ваня и Настя одеты в русские национальные костюмы. Так в старину одевались люди. А чтобы мы больше узнали о костюмах и быте русского народа, куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь. Вы согласны? Тогда в путь.

Играет музыка, дети, взявшись за руки, проходят за ширму, переодеваются в русские костюмы и идут обратно. Гостей встречает Хозяйка избы.

Хозяйка. Здравствуйте, детушки милые, соколики пригожие, да какие все хорошие: губки — ягодки, глазки — пуговки, щечки — аленьки, все кудрявеньки. Проходите, проходите. мою избу посмотрите.

Дети здороваются и рассаживаются на скамейке.

Зачем пожаловали?

Дети. Узнать о русских народных костюмах.

Хозяйка. Есть у меня старинный бабушкин сундук. Много интересного он может нам рассказать и даже показать. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нем хранится. (Открывает сундук.)

Рассказ о женском комплекте.

В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Девицы украшали голову лентами, венками, обручами, волосы заплетали в косу. А вот после замужества женщины прятали волосы под головной убор, который называется кокошник. Кокошники бывали разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие: «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и др. Волосы всегда аккуратно убирали. Женщину с распущенными и нечёсанными волосами считали неряхой. Вспомните русские сказки. Какой изображена Баба Яга?

Дети. Неряшливой, растрепанной.

Хозяйка. Основными час ми женского костюма были рубаха и сарафан. Рубаха шилась из белого полотна, длинной до пят, потом её укоротили. Рубаху украшали вышивкой на рукавах, подоле и воротнике. Поверх нее надевали сарафан. Они были всевозможных цветов — красные, голубые, желтые, коричневые. Каждый цвет имел особое значение: желтый означал-солнце, богатство; голубой — небо, молодость; коричневый — землю кормилицу; красный — тепло, праздник. Посмотрите, девочки, свои наряды. Как украшены сарафаны?

Девочки. Вышивкой, биссером, тесьмой.

Хозяйка. Особенно я бы отметила вышивку, так как это не просто украшение, а еще и оберег от всяких неприятностей. Она делалась прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, растения и животных. Вот какой красивый женский костюм. Берегу я это богатство в своем сундуке, потому что много сил и старания вложено в него. Любовь и бережное отношение к одежде отразилось и в творчестве нашего народа. А мне очень приятно знать, что теперь частушки так же любят, как и прежде. Ну что, споем?

Проводится физкультминутка. Дети выполняют движения по тексту.

Ой,лапти мои,

Лапоточки мои,

Вы скородили,папхали,

Танцевать сюда попали.

Куплю ситцу штуку целу,

Ленту алую для кос,

Поясок-рубаху белу,

Подпоясать в сенокос.

Рассказ о мужском комплекте

Ах моё приданое-

Крепкое не рваное.

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.

У меня на сарафане

Косолапы петухи

Я сама не косолапа

Косолапы женихи!

А вот как выглядел мужской комплект,Он конечно не так разнообразен, как женский. Но от костюмов других народов его отличить можно. Особое внимание уделялось рубахе косоворотке. Может, кто-то из вас скажет, откуда взялось такое интересное название?

ДЕТИ:ВОРОТ рубахи сбоку, он косой.

Хозяйка: Верно, в отличие от современных рубашек,у которых застёжки посредине. Рукава у таких рубашек длинные и широкие. Не закатав их,работать трудно или вообще невозможно. Вам приходилось слышать выражение «работать спустя рукава»? Когда так говорят?

Дети. Когда человек работает плохо.

Хозяйка. Посмотрите, как красиво украшены вышивкой рукава и подол рубахи. Сколько труда и старания требовалось, чтобы создать такую красоту. А еще вышивка для чего нужна?

Дети. Чтобы оберегать от бед.

Хозяйка. Подпоясать рубаху можно было тонким опояском или кушаком. Мальчики, покажите, где у вас кушак? Как по-другому можно назвать эту деталь?

Мальчики. Ремень, пояс.

Хозяйка. Брюки назывались порты. Интересна история этого слова. Сначала словом «порты» обозначали одежду вообще. Отсюда и профессия — портной. Чем занимается портной?

Дети. Шьет одежду.

Хозяйка. Ну и, конечно же, обязательный элемент — это головной убор. Любой уважающий себя мужчина не появлялся на улице без шапки. В самые древние времена чаще всего носили колпаки из овечьей шерсти, затем появился картуз, а точнее карпуз — фуражка или кепка с козырьком. Если такой карпуз украсить большим ярким цветком, смело можно было идти на праздник, гулянье или посиделки.

Хороши костюмы, да только без обуви далеко не уйдешь! Носили девицы и молодцы кожаные сапоги, похожие на современные. Но особой популярностью пользовались лапти, плетеные из липового лыка или бересты (березовой коры). Лапти очень быстро изнашивались, в горячую пору и на три дня не хватало. Но плели их очень быстро и без особого труда, как бы между делом, только лыко успевай заготавливать!

Ну вот и пуст мой сундук, все я показала, обо всем рассказала, и вам уже домой возвращаться пора. А чтобы вам особенно запомнилось это путешествие, возьмите с собой эти костюмы, берегите их так же, как и я, чтобы потом подарить своим детям. До свидания!

Звучит музыка, куклы Ваня и Настя провожают детей.

Воспитатель. Вот мы и дома оказались. Понравилось вам в гостях у Хозяйки избы? Сейчас мы и узнаем, кто внимательным был во время нашего путешествия.

Проводится игра «Собери костюм». Дети собирают и называют все его части. Женский — кокошник, рубаха, сарафан, лапти. Мужской — косоворотка, порты, кушак.

Ох, какие молодцы!

Парни наши — удальцы,

И девчата всем под стать

— Им не станут уступать.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с русским народным костюмом, даже смогли примерить его на себя, услышали много необычных для нас слов, вспомнили поговорку, связанную с одеждой. Помните?

Дети. Работать спустя рукава.

Воспитатель. Мы говорил об одежде, которую носили в тёплое время года. О зимней одежде вы узнаете в следующий раз. А закончить занятие я бы хоте вот такими словами:

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела,

— Далеко ушла Россия

От страны, какой была!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,» :

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

Воспитатель. Всем спасибо. До новых встреч.

Если останется время, загадываются загадки.

Ваня и Настя приготовили для вас загадки. Думаю, что с ними вы справитесь быстро.

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.

(Рубаха.)

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком.

Знакомца встречу

— Соскочу, привечу.

(Шапка.)

Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а днем заперт. (лапти.)

Днем обручем, ночью змеёй? (Пояс.)

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел. (Брюки.)

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с природой» Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с природой». Подготовил воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №221.

Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире динозавров»Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире динозавров» Цель: Знакомство с динозаврами. Задачи: - Познакомить детей с различными видами динозавров, с их внешним видом, с видами передвижения..

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Русский народный костюм» МБДОУ № 45 детский сад "Ручеек" с. Кагальник Азовского района Ростовской области Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с.

Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Ежи» с детьми старшего дошкольного возрастаДистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Ежи» с детьми старшего дошкольного возраста 27 мая. День ёжика Цель: создание условий для расширения знаний и представлений детей о жизни ежей. Задачи: • Воспитывать бережное отношение.

Встреча с пожарным «Занятие по ознакомлению с окружающим миром» Программное содержание: продолжать знакомить детей с профессиями работников МЧС, закреплять представления о пожарной безопасности, развивать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я и мой дом-природа» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Открытое занятие «Я И МОЙ.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Почтальон» в старшей группеЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Почтальон» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Профессия Почтальон» Цель: 1. Продолжать знакомство с профессией почтальона,с.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наша армия» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Наша армия. Задачи: Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воздух» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности. Задачи: развивать познавательные интересы;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Русский национальный костюм»
Опубликовано: 19 февраля 2023 в 17:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Русский национальный костюм»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Горенкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД