Папки-передвижки

Конспект занятия «Занимательное языкознание «Что в имени моём»

Ирина Судакова
Конспект занятия «Занимательное языкознание «Что в имени моём»

Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел народ, - наша задача, наш долг.

Имена людей часто отражают историю и традиции людей, поэтому их изучение может помочь лучше узнать прошлое народа, его культурные связи.

Особый же интерес для изучения представляют имена русских людей, поскольку Россия – государство многонациональное и влияние других языков очень велико.

Публикация «Конспект занятия „Занимательное языкознание „Что в имени моём“» размещена в разделах

Личные имена на всем протяжении существования человечества на Земле имели все люди, однако далеко не каждому из нас известно, откуда взялось его имя. Личное имя – это специальное слово, данное человеку с самого рождения в индивидуальном порядке для того, чтобы выделять его среди других людей, или для того, чтобы к нему обращаться, а также, называя имя человека, говорить о нем с другими.

Как известно, язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени того или иного человека.

Но в этом нам помогает наука Ономастика – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков. Ономастика - изучает все собственные имена, имеющиеся в языке. Она, в свою очередь, делится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена, например (см слайд с разделами ономастики) :

Астронимика – изучает названия космических объектов или небесных светил;

Зоонимика – занимается собственными именами животных, их кличками;

Теонимика – изучает имена богов и божеств;

Топонимика – изучает множество собственных имен географических объектов;

Гидронимика – изучает названия водных объектов;

Космонимика – изучает названия зон и частей вселенной;

Этнонимика – изучает названия народов и племён.

Ктематонимика - собственные имена предметов материальной культуры (например, алмаз «Орлов»).

А какой же раздел ономастики изучает имена людей, их происхождение, эволюцию, закономерности их использования? Кто-нибудь знает?

АнтропонИмика.

На слайде Антропонимика – раздел ономастики, изучающий антропонимы – имена людей, принимающие различные формы и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п., их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.

На слайде Антропонимы (какие)

Сегодня мы поговорим об антропониме ИМЯ.

С далеким прошлым связано появление на Руси имен. Знаете ли вы, что до 17 в. термин «имя» в привычном значении не употреблялся, под ним понималось прозвище, и лишь в 18 веке произошло дифференцирование и под термином «имя» стали понимать – имя собственное, данное при крещении.

Слайд с прозвищами.

1. Очень интересно называли детей на Руси. Кислоквас, Неудача, Болван, Кисель, Суббота, Зима, Угрюм, Нехороший. Есть более сносные: Горлостай, Звяга, Огурец, Паук, Гусь, Волк, Май, Щетина. Неправда ли, больше похоже на перечень товаров, список зверей и птиц? Но это все-таки имена, которые без смущения носили наши предки. Почему же родители так называли своих детей? Неужели они их не любили? Дело в другом. Наши предки были суеверны. Они считали, что ребёнок с красивым именем навлечёт на себя погибель, т. е. злых духов.

После рождения ребенка на Руси разыгрывался целый спектакль. Отец, крАдучись, под полой, выносил младенца из избы, а потом с криком и шумом появлялся перед всеми домашними и уверял, что нашёл малыша. Все домочадцы ругали того, кто подбросил ребенка, ругали самого малыша, а затем нарекали его Найдёнышем. Таким образом, они обманывали бесов.

Вы, наверное, никогда не задумывались, почему мы очень редко говорим прямо: «Я такой-то», «Мое имя такое-то». Это необъяснимым образом звучит как-то неловко, и чаще мы представляемся как бы иносказательно: «Меня зовут…» А все потому, что древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи.

Вот такая традиция на Руси существовала до введения христианства – у людей были личные имена, похожие на прозвания, которые давались человеку по тому или иному признаку, отличающему его от других людей. Например, в зависимости от характера и поведения ребенка: Забава, Несмеяна, Смирной. Или по цвету волос и кожи: Черныш, Беляк, Чернавка. Или по внешнему признаку, росту или телосложению: Малой, Сухой, Толстой, Головач.

Позже имена стали более благозвучными. Особенно это касалось имен людей высокого социального статуса, как правило, их имена подчеркивали положительные качества. Поэтому мы знаем русских князей с исключительно «высокими» и благозвучными именами : Владимир, Ярослав, Всеволод.

А сейчас, ребята, давайте представим себя древними славянами. Нам нужно назвать своего младенца. На карточках написаны сочетания слов, из которых вы должны образовать славянское имя. Даны и подсказки – сами имена, которые по смыслу должны подойти к предложенным словосочетаниям. Например, из сочетания слов: «Более славный, прославленный» мы составим имя «Болеслав». А из слов «наиславнейший, самый славный» получится имя «Вячеслав (Вышеслав)».

Разбить детей на 3 команды (3 ряда парт). Раздать карточки. Дети из словосочетаний должны составить славянское имя. Например,

владеть миром (Владимир)

владеть всем (Всеволод)

свято славить (Святослав)

милая людям (Людмила)

берущий славу (Берислав)

Богом данный (Богдан)

подаренный Богом (Божидар)

любящий Бога (Боголюб)

борец за мир, миротворец (Боримир, Боремир)

борец за славу (Борислав)

бранящий, ругающий мир (Бранимир)

славный братьями (Братислав)

большой мир (Велимир)

любящий веру (Веролюб)

возвращающий славу (Воротислав)

второй сын в семье (Вторак)

наиславнейший, самый славный (Вячеслав, Вышеслав)

искусный, способный (Горазд)

пламенный, горящий в славе (Горислав)

гордый, непреклоняющийся (Гордыня)

прославленный музыкант, трубящий славу (Гудислав)

деятельный (Деян)

сильная в гневе (Доброгнева)

добрый и любящий (Добролюб)

с добрым нравом (Добронрав)

прославляющий доброту (Доброслав)

владеющий своим духом (Духовлад)

веселая, забавная (Забава)

оглашающий о мире (Звонимир)

золотой мир (Златомир)

ясная зорька (Зоряна/Заряна)

2. Второй период в истории образования русских имен наступил после введения христианства. На Русь пришло множество новых имен греческого, римского и еврейского происхождения, которые стали постепенно вытеснять славянские имена из русского языка.

С приходом христианства на Русь (в 988 г.) детям стали давать имена в соответствие с тем, какие имена были в святцах (т. е. в церковном календаре). Т. е. ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем появления малыша на свет. Так святой становился невидимым покровителем, защитником человека. Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день именин. Надо сказать, что в церковном календаре одни и те же имена зачастую встречаются несколько раз в год. У Александра, например, именины - 5-6 дней в месяц. Но у каждого человека могут быть всего одни именины в году, которые определяются днем его рождения. Ваши именины – это дата, которая приходится на сам день рождения или следует за ним. Таким образом, именины Александра Лавренко – 17 декабря (в сам день рождения Саши).

Посмотрите, ребята, на слайд. Здесь указаны ваши именины (слайд «Именины»). Например,

Александр – 17 декабря

Алексей – 11 октября (09.10 д. р.)

Артем – 26 февраля (08.02)

Григорий – 25 марта (20.03)

Иван – 4 ноября (04.11)

Таким образом, ребята, как вы поняли, был период в истории развития русских имен, когда родители не могли дать ребенку такое имя, которое хотели. Имя обязательно должно было согласоваться с календарем имен, и ни одно имя, помимо церковного списка, не допускалось. Все поменялось коренным образом в начале 20 века, после октябрьской революции 1917 года, когда был уничтожен запрет, и было предоставлено всем право свободно выбирать имя. С этого момента в жизнь вошли новые имена. Причем много смешных, нелепых имен, имен-аббревиатур. Но это тема, которую мы сегодня касаться не будем.

А давайте поговорим о том, что вы знаете о своем имени. Знаете ли вы значение и происхождение своего имени?

Сообщения учащихся о значении и происхождении своих имен.

А сейчас Викторина.

1. Сколько в мире имен? (Если учесть, что на Земле живет 6 миллиардов человек, и какая-то часть имен в каждой стране повторяется, можно предположить, что всего будет примерно 4 миллиарда имен).

2. Назовите название города, в котором 100 женских имён и 1 мужское имя (Севастополь).

3. Какое женское имя состоит из 30 букв Я? (Зоя).

4. Назовите имена, которые читаются одинаково справа налево и наоборот (Анна, Алла).

5. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Галя – Валя, Соня – Тоня, Таня – Ваня (Маня, Саша – Маша – Даша – Паша, Рома – Тома, Дарья – Марья, Зина – Дина, Рая – Тая, Лера – Вера, Зарина – Марина – Дарина – Карина, Коля – Поля).

6. Имя – цветок слайд цветы (Роза, Лилия, Маргаритка, Василек, Нарцисс).

7. Назовите города, названные в честь людей по имени (слайд фото городов)

- Санкт-Петербург (наш город назван в честь святого Петра – небесного покровителя царя-основателя Петра I, но со временем стал все больше ассоциироваться с именем самого Петра I)

- Владимир (по имени князя Владимира Святославича, основателя города на реке Клязьме)

- Иван-город (в Лен. области, в честь основателя в 1492 г. московским князем Иваном III Васильевичем)

- Ярославль (древнейший из существующих на Волге городов, заложен князем Ярославом Мудрым).

8. Назовите речку – имя (Лена).

9. Назовите имена с удвоенной согласной:

Анна, Алла, Жанна, Ганна, Филипп, Геннадий, Кирилл, Савва, Иннокентий, Белла, Стелла, Агриппина, Изабелла, Римма, Виолетта, Джульетта, Агнесса, Эмма, Элла, Нелли, Камилла, Шарлотта, Джессика, Марианна, Нонна.

10. Назовите имя, которое одинаково встречается у женщин и мужчин:

Александр (а, Борис-Борислава, Виктор-Виктория, Виталий-Виталина, Валерий-Валерия, Валентин (а, Василий-Василиса, Евгений-Евгения, Федор (а, Константин-Констанция, Олег-Ольга, Руслан-Руслана, Юлий-Юлия, Ян-Яна, Устин-Устинья, Степан-Степанида, Роберт-Роберта, Антон-Антонина, Борислав-Борислава, Жан-Жанна, Эрик-Эрика.

11. У нас в школе много ребят, которые носят одни и те же имена : Саша, Дима, Катя и другие. Как таких называют людей? (Тёзка).

12. А знаете ли вы, ребята, известных людей с вашим именем?

Например, Александр – Александр Овечкин (российский хоккеист, Александр Невский (князь, полководец, Македонский (царь, создатель крупнейшего государства Македонии, полководец, Александр Васильевич Суворов (российский полководец, Александр Сергеевич Пушкин (великий русский поэт).

Алексей – Алексей Николаевич Толстой (русский и советский писатель, «Золотой ключик, или Приключения Буратино, Алексей Кондратьевич Саврасов (российский художник-пейзажист, «Грачи прилетели», Алексей Николаевич Мишин (совет. ,рос. фигурист и тренер по фигурному катанию, Алексей Ягудин (российский, олимпийский чемпион по фигурному катанию).

Да, ребята, наши имена, оказывается, скрывают в себе много интересного, и только любознательные могут раскрыть их секреты.

Имя, фамилия человека – своеобразные знаки. Ими принято дорожить. История общества знает много примеров, когда за право носить то или иное имя или фамилию шла жестокая борьба между претендентами. Даже в малоцивилизованных племенах безымянный человек утрачивает многие из своих прав. Например, у индейцев племени квакиЮтль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а … свое имя! И пока он не вернет долг, все члены племени считают этого человека безымянным и по имени его не называют.

Публикации по теме:

Фотоотчет «В моём городе выпал снег…»Фотоотчет «В моём городе выпал снег…» Фотоотчет «В моём городе выпал снег…» Зима – чудесное время года. Придя в город, она погружает все в сказочную атмосферу. Настоящий.

Фотоотчет занятия «О беде по имени Спид»Фотоотчет занятия «О беде по имени Спид» ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. 1 декабря – Всемирный.

Фотоотчёт «Первые цветочки в моём садочке»Фотоотчёт «Первые цветочки в моём садочке» Фотоотчёт «Первые цветочки расцвели в садочке» Весна самое прекрасное время года. На улице тепло, ярко светит и греет солнце, от яркого.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Тайна моего имени» Цель: Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, продолжать учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение рода имени существительного» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года. Тема. Повторение рода.

Конспект внеклассного занятия «По имени называют, по отчеству величают» Конспект внеклассного занятия на тему «По имени называют, по отчеству величают». Цель: способствовать воспитанию уважительного отношения.

Конспект занятия по коллективной комплексной аппликации в средней группе «Цветок моего имени» Цель: создать условия для выполнение коллективной аппликации. Задачи: закрепить знания детей о понятиях «имя» и «отчество»; учить детей.

Морозник в моём саду (фоторепортаж)Морозник в моём саду (фоторепортаж) Вот уже несколько лет украшает мой сад удивительной красоты растение - морозник кавказский. Когда-то привезла с гор маленький отросток и.

«Спасибо тебе за всё!» Рассказ о моём дедушке«Спасибо тебе за всё!» Рассказ о моём дедушке Мой дедушка, Павлов Иван Александрович, родился 17 декабря 1917 года, в семье крестьянина, в деревне Богдарня, Владимирской области. Когда.

Занимательное представление «Тесла-шоу» в детском садуЗанимательное представление «Тесла-шоу» в детском саду В нашем детском саду прошло интересное мероприятие – занимательные эксперименты с электричеством. Побывав вместе с детьми на электрическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Занимательное языкознание «Что в имени моём»
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 15:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Занимательное языкознание «Что в имени моём»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Судакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД