МААМ-картинки

Сценарий семинара-практикума для родителей по экспериментированию «Не бойтесь быть Плюшкиным»

Любовь Веремеева
Сценарий семинара-практикума для родителей по экспериментированию «Не бойтесь быть Плюшкиным»

Сценарий семинара-практикума для родителей по экспериментированию «Не

бойтесь быть Плюшкиным»

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Форма проведения: семинар-практикум.

Публикация «Сценарий семинара-практикума для родителей по экспериментированию „Не бойтесь быть Плюшкиным“» размещена в разделах

Участники: воспитатели, родители воспитанников детского сада.

Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка»

Подготовительный этап:

Оформить выставку картотек опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста, научно-познавательной и методической литературы.

Провести анкетирование родителей на тему «Детское экспериментирование в семье : за или против?»

Вступительное слово.

Звучит песня из мультфильма «Осторожно обезьянки»

«В каждом маленьком ребенке».

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Однако среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Позвольте Вас спросить: Вы всегда отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Позволяете исследовать свойства приглянувшегося объекта (разобрать, разломать с целью заглянуть внутрь предмета, бросить в воду и т. д.? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: "много будет знать, скоро состарится". К сожалению, "мамины промахи" дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

Недавно я проводила среди вас анкетирование, которое помогло мне определить ваше отношение к познавательно-исследовательской активности Вашего ребенка, и вот что показали результаты:

Постоянно занимаются с детьми экспериментированием - 65 % родителей

Редко экспериментирует - 23 % родителей

Никогда не занимаются экспериментированием - 12 % родителей.

Создают условия ребенку для исследовательской деятельности - 54 % родителей.

Запрещают исследования, относятся с неодобрением к тому, что ребёнок что-то делает не так (разливает воду, пачкает и др.) - 36 % родителей.

Чтобы привлечь всех родителей к этой увлекательной деятельности, мы с ребятами приготовили для вас небольшую презентацию на тему: «Наши опыты и эксперименты в детском саду». Может быть, после просмотра этого небольшого фильма вам тоже захочется заняться с вашим ребенком чем-нибудь занимательным.

Демонстрация мультимедийной презентации.

Мне бы хотелось услышать ваше мнение об увиденном (высказывания родителей). Вы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте мне, Вашим малышам очень понравится.

Теоретический этап.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время купания ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее раствориться в воде:

- морская соль,

- пена для ванны,

- хвойный экстракт,

- кусочки мыла и т. п.

Кухня – это то место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды, примерно на 1, 5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку воды столько, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. К тому же, в ходе экспериментирования, он может получить ещё несколько новых оттенков.

Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов. При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Хочется уточнить, что существует две формы детского экспериментирования : познавательная (т. е. направленная на получение новых сведений и знаний) и продуктивная (т. е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок) .

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию помните следующее :

- поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;

- предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое;

- объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;

- положительно оценивайте деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.

Дорогие родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя) .

В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию : организуем исследовательскую деятельность детей, создаём специальные проблемные ситуации. В нашей группе созданы условия для развития детской познавательной деятельности: в центре активности имеются материалы для экспериментирования : бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п. Все эти и многие другие материалы и приборы обязательно нужно иметь и дома. Не бойтесь быть Плюшкиными, не выбрасывайте сломанные часы и механические игрушки, баночки, флакончики, пузырьки, коробочки, фантики и пробки, поверьте, для ваших малышей это – настоящий клад, своеобразный источник знаний, прекраснейший материал для исследования.

Практический этап.

Как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам пройти в нашу исследовательскую лабораторию, где вы самостоятельно сможете провести некоторые несложные эксперименты, а затем дома повторить их вместе со своими малышами:

Предлагаю вашему вниманию сказку с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьегодвора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок.

Его братья исестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

(1 группа родителей)

Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе.

Как можно это сделать?

Опыт No1.

Нужно взять трехлитровую банку. Сверху затянуть горлышко пищевой

пленкой, но не натягивать ее, а наоборот, продавить ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Завязать пленку веревкой или резинкой, а в углубление налить воды.

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект

увеличительного стекла.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

(2группа родителей)

Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Покажите, как это происходит?

Опыт No 2

Нужно вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При

помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинкина воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

(3группа педагогов)

Потом утёнок увидел, что рыбки то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали.

Объясните, как это у них получается?

Опыт No 3

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает. Утенку очень

понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий

мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1. Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему же распускаются кувшинки?

3. Почему плавают рыбки?

Вывод:

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения

знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

ПАМЯТКА

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей входе использования естественных ситуаций дома»

1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ.

В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

2. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ.

Спросить у ребё нка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

3. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ.

Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

4. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁ НКА:

«Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

5. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ…

Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Желаем Вам успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Во второй младшей группе "Пчелки" прошёл семинар - практикум на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОО". Присутствовали: 21 родитель,.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Консультация для родителей «Быть добрым» Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка добрым. А что надо для этого сделать? Ответ: этому надо научить ребенка, начиная с детства.

Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Консультация для родителей «Искусство быть родителем». 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в.

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированиюМастер-класс для родителей по детскому экспериментированию Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами. Вступление: Детство – это.

Папка для родителей по ЗОЖ «Здоровым быть здорово»Папка для родителей по ЗОЖ «Здоровым быть здорово» Папка для родителей по зож «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ ЗДОРОВО» Обучая детей здоровому образу жизни, мы используем разнообразные методы и приемы. Но.

Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь»Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь» В нашей группе с родителями был проведен семинар-практикум «Движение и речь». Встреча проходила в теплой домашней обстановке за чашечкой.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Автор публикации:
Сценарий семинара-практикума для родителей по экспериментированию «Не бойтесь быть Плюшкиным»
Опубликовано: 12 января 2020 в 15:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий семинара-практикума для родителей по экспериментированию «Не бойтесь быть Плюшкиным»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Веремеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД