Папки-передвижки

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Светлана Авраменко
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

С каждым годом человек всё больше и больше влияет на природу. Возросшая деятельность человека негативно сказывается на природную среду. Чтобы её сберечь населению нашей планеты нужно стать экологически грамотными.  Только сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание может стать основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы.   Поэтому экологическое воспитание – это самое актуальное направление в педагогике. Экологическое воспитание дошкольников – это первая начальная ступень процесса познания природы. Экологическое воспитание детей в дошкольном учреждении начинается  в младшей группе.

Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

  Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети младшего возраста очень любознательны и непосредственны. Они легко включаются в совместную с воспитателем практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Воспитателю нужно проявлять эмоции вместе с ребёнком, выслушивать рассуждения, восхищаться вместе с ним, хвалить за проявленные способности. Дети  не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени, поэтому педагогу нужно частое переключать внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой.

Задачи  воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста :

1. заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ,

2. обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

 Важным аспектом экологического воспитания в младшем возрасте является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от неживого объекта, формирования элементарных умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

В процессе экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (поисковые действия).

Ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель использует метод демонстрации. Во время демонстрации натуральных предметов  воспитатель дает  детям обследовать предмет. Малыши берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

 Важную роль в познании малышами объектов природы играет наблюдение, являющимся  основным методом ознакомления детей с природой. Наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности; поэтому для детей младшего возраста оно непродолжительно. Наблюдая за живой природой, ребенок учится понимать и  ценить её, формируются конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях.. Основным содержанием наблюдений детей младшего дошкольного возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений, изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; различные растения нуждаются в разном количестве света и влаги. Воспитатель для малышей  может организовывать экскурсии по экологической тропе, находящейся  на территории детского сада. Прогулки и экскурсии обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные времена года. Малыши наблюдают за  предметами и явлениями природы в естественных условиях, во всем их многообразии  и фиксируют это в календаре природы. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей. Работа с календарем обогащает конкретные представления детей об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины.

Важное место в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста  принадлежит  экологическим играм.  Игра - это ведущий вид деятельности ребенка, являющейся неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.

Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы.

 В играх с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни)  уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

В играх типа лото, домино, разрезные и парные картинки уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы («Четыре времени года», «Собери картинку»). Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы малышам. Для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей. Словесные игры проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов («Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Съедобное – не съедобное»).

Особенно детям младшего дошкольного возраста нравятся подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Наседка и цыплята», «Лохматый пёс», «Мыши и кот» и т. д.

Интересной и нетрадиционной формой работы является организация и проведение творческих игр «Путешествие в деревню», «Поход в лес» и т. д.

 

Работа в природе рассматривается как один из основных методов ознакомления дошкольников с природой. Воспитатель учит детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных. Постепенно малыши прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека. Дети младшего дошкольного возраста могут помочь в поливе и уходе за цветами и овощами на огороде детского сада, собрать семена, листья и природные материалы для поделок.

В словесном методе воспитатель может использовать советы Е. И. Тихеевой: прежде чем читать тот или иной стишок, надо обязательно познакомить малышей с живым объектом или его изображением на картинке, т. е. те образы, которые предлагает ребенку живое слово, должны быть ему знакомы, связаны с его личными воспоминаниями, переживаниями.

 Сказка является, одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. В этом возрасте ребенка также привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным,  воспитателю необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры.  

В младших группах воспитатель использует отдельные поисковые действия. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности и мыслительной деятельности.

Малышам сначала задаются  вопросы, например: “Что тонет в воде – камень, или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет со снегом, если принести его в группу?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, проводят поисковые действия.

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления малышей. Если малыш, видя красивый цветок, не сорвет его, а только полюбуется им; не ловит бабочек ради развлечения; подкармливает   птиц в зимнее время, то это верный шаг в сторону развития экологически воспитанного человека. Ведь главное в экологическом воспитании – личная убежденность воспитателя, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 августа 2023 в 14:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Авраменко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД