Лучший педагог года

Экологическое образование детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до

Екатерина Федотова
Экологическое образование детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления многих видов растений и животных и множество других экологических проблем являются следствием эксплуатации и потребительского отношения природных ресурсов, постоянных химических «нагрузок» и загрязнений окружающей среды. Возможно, данная проблема порождается отчуждением от природы, низким уровнем сформированности экологической культуры современного населения планеты.

Публикация «Экологическое образование детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах

Экологическая культура как одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей заключается в осознанно-правильном отношении к природе во всем ее многообразии, к материалам и вещам природного происхождения. Это и отношение к себе и людям как неотъемлемой части природы, осознание зависимости жизни и здоровья от состояния окружающей среды. Теоретические и экспериментальные исследования учёных установили, что в формировании экологической культуры особая значимая роль отводится дошкольному детству. Это интенсивный период для развития положительного отношения к окружающей действительности, формирования нравственно-этических норм поведения, приобретения ярких эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. Чем раньше начнут закладываться основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень, в связи с чем экологическое образование дошкольников имеет важнейшее значение.

Современное содержание воспитательно-образовательной части ФГОС ДО работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Согласно содержанию ФГОС ДО, организация совместной деятельности педагога и ребенка осуществляется на базе основной образовательной программы (далее ООП).

Огромная роль в процессе гуманизации образования детей отводится их экологическому образованию. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.

Экологическое воспитание — это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

Целью экологического образования в ДОУ является формирование экологически воспитанной личности.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:

экологическое восприятие — видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;

экологическое мышление — отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;

экологическое чувствование — эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;

экологические знания — отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;

экологическое отношение — действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Таким образом, сущность экологической культуры может быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности».

Задачи экологического образования в детском саду :

1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.

2. Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе.

3. Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, ее эстетического видения.

4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

ФГОС о познании природы детьми:

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии.

Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом : «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями : через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу, или через парциальную программу, которая дополняет основную. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

Согласно данному документу в качестве целевых ориентиров образовательной программы выступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

В рамках познавательного развития у дошкольников формируются первичные представления об объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и особенностях ее природы. Содержание художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование гуманного, бережного, заботливого, эмоционально-положительного отношения к миру природы.

В результате социально-коммуникативного развития формируются основы безопасного поведения в природе, социуме, быту, развиваются эмоциональная отзывчивость, сопереживание по отношению к природным объектам. Речевое развитие направлено на знакомство с природоведческой литературой. Область физического развития предполагает формирование у детей ценностей и навыков здорового образа жизни. Таким образом, ФГОС ДО выдвигает определенные требования к осуществлению образовательной деятельности, в которой большое значение уделяется развитию экологической культуры детей. Начальные основы экологической культуры закладываются в процессе общения с природой и грамотно организованной образовательной деятельности.

Важное место в формировании экологической культуры отводится игре как ведущей детской деятельности. В ней формируются правила поведения в природной среде, моральные нормы. Дошкольники средней группы сензитивны к разнообразным играм : дидактическим, творческим, подвижным. Играя, они накапливают представления об окружающем мире, творчески уточняют, расширяют, закрепляют имеющиеся знания о животных, растениях, явлениях природы. Игра способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, обогащает словарь и предоставляет возможность для проявления самостоятельности, сотрудничества и инициативности.

Неотъемлемой частью работы с детьми является разнообразная деятельность с литературными произведениями, оказывающая благотворное влияние на личность ребенка: чтение книг, рассматривание иллюстраций к книгам, заучивание стихотворений, разыгрывание сказок. Сказки играют особую роль для детей 4-5 лет, у которых преобладают сказочно-игрушечные понимания растений и животных. Соотнося сказочные образы на реальные объекты и предметы, сказка помогает обрести реалистические представления об окружающем мире.

В установлении причин природных явлений, отношений и связей между предметами и явлениями активно используются поисково-исследовательская деятельность. Благодаря различным экспериментам и опытам дети имеют возможность раскрыть некоторые тайны природы, уточнить знания о качествах и свойствах объектов неживой природы (воды, снега и т. д., о важных условиях для полноценного развития и роста растений.

Также дети познают значение красоты, порядка, чистоты в окружающей среде для здоровья каждого человека, знакомятся природными материалами и их использованием в хозяйственной деятельности человека. Данная деятельность оказывает содействие для осознания причинно-следственных связей, развития наблюдательности и мыслительной деятельности. Ухаживая за комнатными растениями, дети получают практический опыт приобщения к природной среде. Усвоение начальных знаний о потребностях растений и условиях, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей, позволяет оценить внешние признаки растений — показатели его благополучия. Наблюдая за состоянием растения, дошкольник как бы ему «сочувствует» и старается помочь. Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.

Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить экскурсии и прогулки. С целью удовлетворить стремление познать как можно больше о природных объектах, привлекающих внимание, дети среднего возраста активно включаются в процесс наблюдения. В течение прогулки нужно обращать внимание на красоту природы и погодные явления. Необходимо наблюдать за поведением животных и состоянием растений, обучать детей самостоятельно замечать явления природы, называть их и делать выводы, побуждать к задаванию вопросов. Каждое наблюдение расширяет и углубляет представления ребенка об окружающей природной среде, дает новые знания, пробуждает любознательность и пытливость.

Достигать положительных результатов в становлении экологической культуры дошкольников средней группы помогают выставки, конкурсы, разнообразные акции экологической направленности, праздники на экологические темы.

Популярностью пользуются проекты: экологические кружки или школа юного эколога, активно поддерживаемые государством. Возможность ознакомления ребенка с животными, растениями, явлениями неживой природы дает непосредственно-образовательная деятельность (НОД, в процессе которой уточняется и систематизируется личный опыт, полученный в ходе игр, чтения художественной литературы, опытов и экспериментов, наблюдений. НОД делает возможным последовательное усложнение, расширение и обогащение знаний, умений и навыков в плане ознакомления дошкольников с природой. Наиболее распространенной является образовательная деятельность, проводимая с помощью наблюдения. При организации такой НОД с дошкольниками 5-го года жизни, необходимо учитывать некоторые особенности данного возраста : дифференцированность восприятия, умение выделять 4-6 признаков наблюдаемого (особенности существования растений, особенности поведения животных, признаки внешнего строения объектов и т. д.).

Подводя итоги, следует отметить, что процесс формирования экологической культуры дошкольника и ее дальнейшее развитие возможны только при создании экологической образовательной среды и использовании современных средств и технологий обучения и воспитания. Работа по формированию экологической культуры должна быть направлена на формирование познавательной сферы ребенка и включение его в активную деятельность с помощью технологии проектов, участия в познании окружающего мира (организация тематических праздников, выставок, экскурсий, бесед и встреч, занятий по знакомству с окружающим миром, наблюдений за живой и неживой природой). Организованная деятельность в природе, уход за растениями и животными дома и в детском саду, помощь в уборке территории также способствуют формированию ценностного отношения к миру природы и месту в ней человека. Важной составляющей в формировании экологической ответственности и сознательности детей является положительный пример родителей, педагогов. Дошкольное образование является базой для дальнейшего формирования экологической культуры личности на следующих ступенях образовательного процесса.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС  Доброе время суток всем, кто нашёл свободную минуточку и заглянул ко мне в гости. Сегодня хочу поделиться очередным фото отчетом о проведении.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 12 марта 2022 в 11:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Федотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД