Джульета Гаджиева
Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста
Гаджиева Д. Я.
Выступление на педсовете по теме «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
А. М. Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего, и легче всего в игре, игрой".
Публикация «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.
• Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
• Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня : утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени - время игры сокращается. Этого нельзя допускать!
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
Я сегодня вашему вниманию представляю пособие, которое будет полезно для педагогов, работающих с малышами, и родителей. Его можно использовать в индивидуальной работе с детьми при реализации образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Основные задачи в сенсорном воспитании детей – это умение выделять цвет, форму и величину, умение обследовать предметы. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.
Задачи: закреплять знания цвета, формы, развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
Ход игры: воспитатель перед ребёнком ставит образец варежку с готовым узором и предлагает сделать такой же узор (симметричный) на парной варежке.