Лучший педагог года

Выступление на МО начальных классов «Рекомендации по работе с медлительными учениками»

Оксана Бочкова
Выступление на МО начальных классов «Рекомендации по работе с медлительными учениками»

Выступление на МО начальных классов

«Рекомендации по работе с медлительными учениками»

План:

Введение

1. Причины медлительного ребенка.

2. Портрет медлительного ребенка.

3. Как медлительность влияет на его жизнь (в школе).

4. Как помочь таким детям.

Заключение

Введение

Публикация «Выступление на МО начальных классов „Рекомендации по работе с медлительными учениками“» размещена в разделах

Часто медлительных детей считают ленивыми или плохо соображающими, не способными. Чаще всего оценивание ребенка происходит по темпу работы в классе. Поэтому такие дети испытывают сложности в школе.

Сложности появляются во втором полугодии 1 класса, когда возрастает количество письменных работ, увеличивается темп и объем работы на уроке.

Система обучения не рассчитана на медлительных детей. Хотя таких детей очень много 15-23%.

1. Причины медлительного ребенка.

Механизмы медлительности.

Академик Павлов выделял виды нервной системы:

1. Сильный (холерик)

2. Подвижный (сангвиник)

3. Уравновешенный (флегматик)

4. Слабый (меланхолик)

Подвижность – способность переключаться с процесса возбуждения на процесс торможения и наоборот.

Темп у человека постоянен. Если человек возбужден, то ускоряется его темп. Отдохнул – успокоился - нервная деятельность замедлилась.

Для медлительных детей характерна слабость и инертность – плохая подвижность нервных процессов. У них не совершенен процесс перехода от торможения к возбуждению. Их латентный период реакции на раздражитель будет в 1,5 – 2 раза больше обычного.

Латентный – это когда человеку нужно произвести какое –то действие по определенному сигналу и оказывается, что у одного человека от момента сигнала до начала действия происходит короткий отрезок времени, у других длиннее.

Причины медлительности зависят от темперамента. Врожденная особенность – функция нервной системы. Это не говорит о задержках в развитии. Это психологическая особенность или манера. Передается темперамент по наследственности, то что заложено генетически природой. Если это не генетическая природа, то это обусловлено внешними факторами, которые могли сформировать такую способность.

Например, наличие медицинских диагнозов. В мед. карте может быть запись от невролога – минимальная мозговая дисфункция ММФ.

- перинатальная энцефалопатия (перинатальные поражения ЦНС)

Такие дети могут быть с синдромом дефицита внимания –без гиперактивности. Они как раз проявляют себя в школе. Трудности переключения от одной функции на другую может быть общая ослабленность организма ребенка. Например, наличие хронических заболеваний, это и предстоит выяснить. Например, недостаток сил, энергии. Кислородный голод – тогда страдают лор-органы.

Влияние окружающей среды. Например, в авторитарной семье стиль управления диктат. Ребенок утрачивает свою инициативность перед страхами. Такие дети могут переключаться по указке взрослого.

Неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. У детей восприимчивых генетически и на фоне событий в семье может последовать медлительность.

-Завышенные требования со стороны родителей. Очень жесткий контроль, наказания ребенка за неуспешность. Перед выбором «беги или замри» - ребенок выбирает замереть.

Ребенок «левша» или переученный.

Необходимо показать ребенка специалисту. Патологические страхи. Порекомендовать родителям, то что если это генетически (врожденное, то надо принять ребенка какой он есть.

Не пытаться менять ребенка, а найти свой собственный подход к нему.

2. Портрет медлительного ребенка.

Какой же он медлительный ребенок?

-низкая скорость

-истощение нервной системы. Не успевают делать контрольную работу, долго делают домашнее задание.

Такие дети не любят быть в центре внимания, редко поднимают руку, даже если знают ответ.

Не любят выходить к доске, так как боятся быть неуспешными. Редко хулиганят, не показывают чувства и эмоции. У них не выразительная мимика, не активны в социальных контактах. Они стеснительны, их дразнят сверстники. Такие дети предпочитают не активный отдых, не любопытны, не любят парки аттракционов, так как там все быстро для них движется. Могут иметь избыточный вес, едят хорошо. Настороженно относятся ко всему новому, в том числе еде. Они не желают посещать секции. Любят обстановку, где их не торопят – уроки изо. Плохо идут на контакт со сверстниками. В начальной школе чаще мальчики дружат с девочками. Так как девочки любят структурированные игры, то этим детям легче подстроится к такому темпу. Любят одиночные игры, чтение книг, собирание пазлов.

3. Как медлительность влияет на его жизнь (в школе).

Большие проблемы у таких детей появляются при переходе в среднюю школу, когда появляются разные учителя. Особенно когда надо быстро переключаться. Например, окончен урок, на перемене надо взять портфель, перейти в другой класс, быстро подготовиться к уроку…

В учебной деятельности у учителей к таким детям меньше нареканий. Но сама учебная деятельность вызывает вопросы. Таки ребятам сложно перестроиться и включиться в начало урока.

Медлительный ребенок долго не может приступить к выполнению задания. Если он начал что-то делать, то ему будет тяжело переключиться на новый вид деятельности, а это на уроке бывает часто. Это усложняет работу на уроке. Медлительные дети усваивают на 1/3 меньше информации, чем их сверстники. А если еще объем и подача материала увеличивается, то медлительные дети меньше1/2. Это объяснимо, что у быстрого учителя с быстрой речью медлительному ребенку трудно учиться и сложно понимать речь учителя. Сложен процесс навыков письма и чтения. У этих детей увеличивается разрыв в выполнении домашнего задания, самостоятельной и контрольной работы. Дома такой ребенок, когда его никто не торопит, выполняет домашнее задание хорошо. В классе в условиях спешки на тройку. На контрольной работе, когда нервничает на оценку два. Часто учителя подозревают, что родители помогают. Учителя и родители, подгоняя ребенка в темпе, подталкивают к некачественной работе. Почерк ухудшается, задачи не решаются, снижается понимание прочитанного.

4. Как помочь таким детям.

Как помочь?

Психологи утверждают, что наше поколение быстрее, чем прадеды. Гиподинамический, инертный, медлительный нуждается во внешнем стимулировании. Это не значит, что медлительные дети обречены отставать. Успешность медлительного ребенка будет зависеть от успешной помощи учителя, родителя, согласованной тактики, соразмерность требований.

Тактика помощи:

Поговорить с родителями, дать рекомендации, чтобы они поняли, что это не лень, это особенность. Консультация психолога. Адаптировать учебный материал под возможности ребенка и самим подстраиваться под ребенка. Важно таким детям развивать самодисциплину и самоконтроль. Для них важно следить за временем, за темпом. Важно освоить этот навык.

К подростковому возрасту такие дети начинают осознавать, что они не такие как другие дети, что они более медленно все делают. Такой инструмент деятельности будет им помогать.

Рекомендации для родителей :

-Принять особенности своего ребенка.

-Медлительным детям очень важен правильно выстроенный режим дня. Такие дети несобранные, всегда опаздывают. Соблюдать режим дня им будет совсем непросто. Но четкое соблюдение режима дня поможет соблюдать навыки собранности и увеличить темп каких-то рутинных процессов. Режим дня поможет довести действия до автоматизма. Встал, почистил зубы, застелил постель…

медлительного ребенка к середине рабочего дня падает работоспособность, он многое не успевает услышать и понять. Такие дети не могут делать два дела одновременно: и списывать задание и слушать учителя. Поэтому родители должны быть очень сильно включены в процесс. Знать и понимать какая помощь от них требуется. Быть в контакте с учителем. Понимать, что нужно дома повторить и объяснить еще раз и как именно это сделать. Это поможет снизить появление конфликтов между ребенком и родителем из-за неуспеваемости, возможно между ребенком и учителем, между учителем и родителем.

-Родители могут работать на опережение, исключая многие факторы. Если родитель знает, что ребенок тяжело просыпается, долго одевается и опаздывает, то закладывать нужно лишнее время на сборы. Будить ребенка раньше на минут 15. Но не окриком. Должно быть все бережно. Можно включить ночник, включить приятную музыку и дать спокойно пробудиться и спокойно пойти в школу.

В бытовых ситуациях. Если ребенок долго переодевается на физкультуру, то нужно купить одежду без пуговиц. Кроссовки на липучках, а не на шнурках. Если плохо подписывает тетради, то нужно помочь ему это сделать. И здесь речь идет не о том, чтобы родитель все делал за ребенка, а о совместной деятельности – помощи. Когда ребенок делает домашнее задание, не торопите его. Такие дети боятся сделать что-либо неправильно. У них бывают фобии. Поэтому учим ребенка работать самостоятельно и постепенно. Сначала работать совместно. Нужно убедиться, что ребенок все понял как нужно делать. Только после этого можно его оставить и дать нужное количество времени доделать.

-Нельзя наказывать ребенка в ограничении занятия любимым делом: смотреть телевизор… Вместо этого необходимо задействовать систему положительных подкреплений – вознаграждений. У такого ребенка результаты могут и не быть хорошие. Поэтому взрослые должны оценивать труд и усилие, которое прилагает ребенок. «Ты постарался, ты молодец, ты сегодня был лучше». Чтобы у ребенка не пропал стимул к работе. А то ради чего стараться, если и так ничего не получается. Правильное вознаграждение покажет ребенку, что его труд и старания не напрасны.

Рекомендация для самокритичных родителей. Обратите на свою манеру воспитания. Возможно, вы слишком опекаете ребенка. Гиперопека подавляет инициативу и желание что-то делать самому. Возможно, родитель авторитарен. Это тот случай, когда среда влияет на медлительность. Подумайте, как поменять себя. Ребенка не надо менять.

Рекомендации для учителей :

-Помните, ваш окрик или недовольство еще больше замедляют ребенка, процесс его нервной деятельности. Ребенок может знать ответ на вопрос учителя, выучил правило, но учитель не дает времени собраться. Он нервничает и процесс торможения становится глубже. Поэтому важно в работе с такими детьми - не спешить, не торопить ребенка, не подгонять, не работать на время. Любая спешка создает отрицательный эффект. Он боится не успеть. Он в ситуации, когда постоянно не успевает. При выполнении письменных работ учителю нужно продумать ход урока, чтобы у ребенка было больше времени, чем у других детей. Или же для таких детей дать другое задание, сократить его, дать отдельную карточку.

Также нельзя требовать от детей мгновенного включения в работу. Нужно, чтобы постепенно включались в урок и тогда получится более продуктивно. Вначале урока лучше не спрашивать. Возможно, дети не переключились с тех дел, которыми занимались на перемене. Лучше в начале урока спросить на повторение материала, но не к концу урока, когда ребенок устал. А новую тему дать к середине урока. При опросе инертным детям не надо задавать неожиданные вопросы, а то растеряются и не смогут ответить. Например, устного счета. Лучше дать письменно. Таким детям давать время на обдумывание и подготовку. Можно дать задание домой. Если ребенок что- то делает, то его не отвлекать. Дайте возможность ребенку доделать.

Медлительного ребенка нельзя спрашивать на занятии первым и последним - это может вызвать реакцию отказа от занятия. Педагогу необходимо особенно поддержать ребенка при реализации задачи планирования групповой деятельности через совместное составление индивидуального плана деятельности (с чего ты начнешь выполнять задание, как ты это будешь делать, как закончишь). Похвала, одобрение, сопереживание ребенку, эмоциональная поддержка помогут медлительному ребенку развивать умение понимать свое эмоциональное состояние и другого человека, развить желание общаться со сверстниками, проявляя инициативу.

Существует мнение, если ребенок плохо пишет нужно больше писать. Если плохо читает -больше читать. Если медлителен, то делать на скорость. Это заблуждение. Работа на скорость убивает в нем желание учиться и развивает неврозы. Такой работой не нужно загружать. Нужно чередовать с той работой, что получается хорошо. Часто такие дети пишут неразборчиво. Поэтому стоит обратить внимание на выведение письма и координацию движений. У таких детей наблюдается нарушение координации действий. Включить на моторику и тренировку скорости действий. Учителю таким детям нужно контролировать дневник, так как такие дети не успевают записать задание. Можно использовать чат, записку, электронный дневник. Если и давать задания на скорость, то на положительном эмоциональном фоне. Где от ребенка потребуется ускорение реакции, то вносить элемент игры.

Заключение:

Возникает вопрос. Пройдет ли медлительность у детей? Напомним, что медлительность - это особенность нервной системы. И заставить, чтобы он стал быстрым невозможно. У детей с низкой деятельностью процессов темп всегда ниже, чем у детей с высокой. Эта особенность сохраниться и у взрослого человека. Конечно, будет возрастная компенсация, но не в полной мере. Не следует считать это плохим качеством. Работа в оптимальном темпе может быть и качественной и эффективной и он обязательно найдет свое место в жизни.

Публикации по теме:

Фотоотчет об акции «Открытка ко Дню Матери своими руками» с учениками начальных классовФотоотчет об акции «Открытка ко Дню Матери своими руками» с учениками начальных классов Каждый год, в конце ноября, в нашей стране отмечается День матери. Этот день для каждого очень знаменателен. И в этот день каждый ребенок.

Фотоотчёт о проведении весенних каникул и самоизоляции учениками 3 и 4 классов. Часть перваяФотоотчёт о проведении весенних каникул и самоизоляции учениками 3 и 4 классов. Часть первая Вот и весенние каникулы закончились, а школьники находятся дома на самоизоляции. Стало любопытно, чем занимаются мои ученики, находясь на.

Фотоотчёт о проведении весенних каникул и самоизоляции учениками 3 и 4 классов. Часть третьяФотоотчёт о проведении весенних каникул и самоизоляции учениками 3 и 4 классов. Часть третья Приветствую всех на новой публикации - фотоотчёте о проведении самоизоляции моими учениками третьего и четвёртого классов. Уже который.

Фотоотчёт о проведении весенних каникул и самоизоляции учениками 3 и 4 классов. Часть втораяФотоотчёт о проведении весенних каникул и самоизоляции учениками 3 и 4 классов. Часть вторая Прекрасного весеннего дня, дорогие друзья и коллеги! Рада Вас приветствовать на своей новой публикации. Продолжаю делиться с Вами фотографиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на МО начальных классов «Рекомендации по работе с медлительными учениками»
Опубликовано: 6 мая 2024 в 18:19
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на МО начальных классов «Рекомендации по работе с медлительными учениками»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Бочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД