Лучший педагог года

Закаливание в ДОУ (из опыта работы)

Людмила Самкович
Закаливание в ДОУ (из опыта работы)

Вот так мы закаляемся!

Самкович Людмила Юрьевна –

воспитатель МБДОУ ЦРРДС № 308 г. Челябинска

Почему одни дети не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Только ли дело в том, что у одного организм крепче, а у другого слабее? Что надо предпринять, чтобы ребенок не был подвержен простудным заболеваниям? Необходимо закаливание!

Под закаливанием принято понимать способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Публикация «Закаливание в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным условиям внешней среды: воздуха, солнца, воды. Известно, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко повышается, то понижается. Люди по разному реагируют на изменения погоды: одни легко переносят резкую смену холода и тепла – их называют закаленными; другие, напротив, при малейшем изменении погоды чувствуют недомогание, у них появляется насморк, кашель, иногда повышается температура. Человек простудился.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы:

- воздух,

- вода,

- солнечный свет.

Мне бы хотелось рассказать и показать в данной статье, как проходит закаливание в нашем дошкольном учреждении.

1. Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

• воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;

• сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки - летом);

• поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура + 18. 20° С)

• ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе при погоде до -15° С;

• лёгкая, не стесняющая движений одежда, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

2. Вода — отличное средство для закаливания маленького организма в детском саду, так как водные процедуры легко контролировать и дозировать. Здесь работает принцип постепенности: берётся вода той температуры, которая подходит именно этому ребёнку, а потом уже температура постепенно снижается. Из водных процедур в нашем детском саду используется:

-умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук.

3. Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим).

Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

- в младших группах до 20-25 мин.

- в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 часов и с 15 до 16 часов. Начинать надо после еды, чтобы прошло не менее полутора часов, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Для проведения данного вида закаливания нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, необходимо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

4. Гимнастика после дневного сна

Очень трудно детям дошкольного возраста пробудиться от дневного сна и включиться активно в рабочий ритм. Предлагаю ряд мероприятий, которые не только закаливают детей, но и помогают «проснуться».

Дети выполняют ряд упражнений лё жа в постели: сгибание и разгибание ног, подтягивание согнутых в коленях ног к груди с обхватом их руками, перекрёстные движения рук и ног, упражнения «Качели» и «Велосипед». Сидя «по-турецки» выполняем дыхательную гимнастику: «Сдуваем пёрышки», «Нюхаем цветочек», «Надуваем шарик». Затем дети встают и в трусиках идут в проветренную групповую комнату, где выполняют вместе с воспитателем такие движения:

ходьба по «дорожке здоровья», которая в себя включает:

а) Подлезание под дугу

б) Ходьба зигзагом между кеглей

в) Ходьба по ребристой поверхности

г) Ходьба по скакалке

д) Прыжки на двух ногах из круга в круг

Всё это способствует активному включению в рабочий ритм и даёт возможность всем детям развить выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, кроме того создаётся база для успешного овладения достаточным запасом движений.

5. Босохождение по «Тропе Здоровья»

Закаливание путём хождения босиком является действенным методом оздоровления организма, а также отличной профилактикой простудных заболеваний. Основная польза такого закаливания в том, что оно снижает чувствительность стоп ног к колебаниям температуры. На подошве располагается большое количество чувствительных рецепторов, которые реагируют на температурные перепады. При постоянном ношении обуви ноги привыкают к особому микроклимату.

В связи с тем, что нами предлагается босохождение по «Тропе Здоровья» (организованный маршрут, имеющий различные по тактильным ощущениям покрытия: деревянные бревнышки, гравий, галька, пластиковая колючая «травка», плитняк (камень, деревянные бруски, трава и др., которые действуют не только на термо-, но и на механические рецепторы стопы, босохождение становится своеобразным точечным массажем, влияющим на биологически активные точки

Таким образом, можно обозначить следующие значения такой процедуры как босохождение по «Тропе Здоровья» :

- профилактика плоскостопия;

- улучшение координации движения;

- улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

- улучшение эмоциональнопсихического состояния детей (хождение по шелковистой травке, шершавому гравию, тёплому песочку принесёт массу положительных эмоций);

- приобщение детей к здоровому образу жизни. Последовательность процедуры.

1. Подготовка специальными упражнениями, которые дают разгрузку ногам после их «спячки» в обуви, укрепляют мышцы и связки свода стоп, препятствуют развитию плоскостопия, натоптышей, развивают чувство равновесия и ловкости пальцев.

Разогревание стоп: встать прямо, стопы параллельно одна другой; подняться постепенно на носках, затем медленно опуститься; повторить 10 раз (со временем увеличить до 30 раз).

Схватывание шарика: попеременно каждой ногой зажать шарик (например, для настольного тенниса, затем поднять ногу с шариком вверх, подвигать стопой в разных направлениях, опустить шарик; вначале достаточно 1 мин такого упражнения для каждой ноги, постепенно продолжительность увеличить до 3 мин.

Вращение пальцев: сидя на стуле, поставить правую ногу перед собой на пятку и попытаться вращать большим пальцем ноги сначала по часовой стрелке, а затем против неё.

Ходьба на пальцах, пятках, внутренней и внешней стороне стопы.

2. Ходьба по «Тропе Здоровья»

Необходимо соблюдать продолжительность процедуры: следует начинать с 15 – 20 минут, можно несколько раз в день; затем через каждые 6 дней можно прибавлять по 2 мин.

3. После ходьбы необходимо растереть стопы ног, вымыть их и тщательно вытереть полотенцем.

Мы проводим процедуру закаливания с применением босохождения по «Тропе Здоровья» в летний период времени, в заключение утренней прогулки, после дневного сна. Кроме этого, в конце дня родители забирая детей домой так же могут зайти с ними на «Тропу Здоровья».

6. Ароматерапия в «Аптекарском огороде»

Пряно-ароматические растения, обладающие целебными свойствами, издавна целенаправленно культивировались. Сведения об их использовании можно найти в древних трактатах самых разных народов. Буддийская медицина говорит о том что, лекарства растут вокруг нас, надо только суметь их увидеть.

Вдыхание ароматов душистых лекарственных растений носит название «ароматерапия».

Аромотерапия - разновидность альтернативной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений.

Мы, используя данные знания, создали на территории детского сада свой «Аптекарский огород». Территориально он примыкает к «Тропе Здоровья», поэтому дети после босохождения могут посидеть в огороде, вдыхать аромат лекарственных трав, оздоравливаться при этом. Так же узнать новое о лекарственных травах, которые произрастают в нашем огороде, изучить их внешний вид, их лекарственные воздействия на человека, познакомиться с ароматом конкретного растения, правилами сбора. Для этого в «Аптекарском огороде» созданы следующие условия: клумбы для выращивания трав, скамейки для отдыха в огороде, стенды с информацией о травах, произрастающих в нашем огороде.

В «Аптекарском огороде» нашего учреждения произрастают разные растения. В «Аптекарском огороде» нашего учреждения произрастают разные растения.

Мелиса - многолетнее эфиромасличное травянистое растение, более 2000 лет успешно используется в народной и научной медицине многих стран мира. Аромат мелисы обладает успокаивающим действием.

Мята – все виды сильно ароматичны, большинство из них содержит много ментола. Применяется при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, успокаивает головную боль, улучшает аппетит.

Душица - содержащиеся в них летучие масла возбуждают аппетит.

Тысячилистник - многолетнее травянистое растение, вдыхание слабого, приятно пряного, терпкого аромата устраняет бессонницу.

Кроме ароматных лекарственных растений в огороде произрастают и менее применимые в ароматерапии календула и подорожник, часто встречающиеся в нашем регионе.

Календула - лекарственное растение выращивается на промышленных плантациях. Применяет как ранозаживляющее, бактерицидное и противовоспалительное средство: настой — как жёлчегонное, настойка — при ангине, желудочно-кишечных заболеваниях, воспалительных процессах печени, для лечения пародонтоза; мазь — при ушибах, порезах, фурункулёзе, ожогах, дезинфицирует раны.

Подорожник - род одно- и многолетних трав, реже полукустарников, насчитывает более 200 видов, распространённых по всему земному шару; многие из них считаются сорняками. Подорожники обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием — известно, что листья этого растения (их необходимо предварительно разжевать или растолочь, чтоб пустили сок) прикладывают к ране для обеззараживания и скорейшего заживления.

7. Соляная палата

Все знают о целебных свойствах воздуха различных местностей - морского побережья, гор, хвойных лесов, что обусловливает эффективность климатотерапии.

Воздух подземных карстовых естественных полостей и ряда искусственно пройденных горных выработок, особенно в соляных и калийных рудниках оказался эффективен для лечения респираторных аллергозов и других заболеваний органов дыхания, а метод лечения получил название «спелеотерапия».

Спелеотерапия - это лечение пребыванием в условиях микроклимата максимально приближенного к микроклимату карстовых пещер и искусственно пройденных горных выработок - соляных и калийных копей, рудников, шахт.

Спелеопалата - специальное лечебное помещение, стены, пол и потолок, которого облицованы экологически чистыми природными калийными солями (сильвинит) Верхнекамского месторождения. Воздушная среда спелеопалаты воспроизводит фактически все микроклиматические особенности лечебной среды подземной спелеолечебницы в калийном руднике.

Спелеопалата оснащается системой вентиляции и кондиционирования. При движении воздуха вдоль рабочей поверхности стен, облицованных природной солью и сквозь сменные объемы сильвинитовой породы солефильтра, образуется микроклимат, при вдыхании которого нормализуются обменные процессы, снижается давление, увеличивается количество эритроцитов и улучшается течение многих биохимических реакций. Воздушная среда спелеопалаты воспроизводит фактически все микроклиматические особенности лечебной среды подземной спелеолечебницы в калийном руднике.

В МБДОУ № 308 г. Челябинска функционирует соляная микроклиматическая палата (круглогодично, представляющая собой помещение, полностью выполненное из натуральных соляных (сильвинитовых) блоков, позволившая увеличить практику лечения аллергических и других заболеваний у детей путем моделирования условий подземной спелеолечебницы на поверхности. Показания к применению:

процедуры рекомендуются в возрасте от 2 лет;

иммунодефицитные состояния организма;

аллергодерматозы;

экзогенные аллергозы;

аллергический вазомоторный ринит в фазе ремиссии;

период проведения специфической гипосенсибилизации при респираторных аллергозах;

нейродермит;

рецидивирующая экзема в фазе ремиссии;

шелушение кожи, трещины, сыпь, кожный зуд;

атопические дерматиты;

поллинозы;

респираторные затяжные воспалительные заболевания с наклонностью к хронизации или их частому рецидивированию с ухудшением носового дыхания;

нейроциркуляторная дистония с умеренно выраженной сосудистой нестабильностью и наклонностью к гипервентиляции;

хронические неинфекционные заболевания органов дыхания;

вегето-сосудистая дистония с умеренно выраженной сосудистой нестабильностью и наклонностью к гипервентиляции, неврозы;

стрессы, синдром хронической усталости;

пониженный общий тонус, угнетенное состояние;

головные боли;

головокружение;

нарушение сна;

раздражительность;

предастма;

ухудшение дренажной функции бронхов;

профилактика рецидивирующих трахеобронхитов, у длительно и часто болеющих детей;

бронхиальная астма (любой клинико-патогенетический вариант или их комбинации) 1 стадии в фазе ремиссии, неполной ремиссии или затухающего обострения;

легочная недостаточность не выше 2 стадии;

легочно-сердечной недостаточности не выше 1 стадии;

хронический обструктивный бронхит в фазе ремиссии при легочной недостаточности не выше 2 ст., легочно-сердечной недостаточности не выше 1 стадии.

Противопоказания для спелеотерапии:

все заболевания в острой стадии, острые инфекционные заболевания, хронические заболевания в стадии обострения или осложненные острыми гнойными процессами;

психические заболевания;

все болезни крови в острой стадии и стадии обострения;

кахексия любого происхождения;

злокачественные новообразования;

туберкулез легких.

8. Кислородный коктейль

Кислородный коктейль – это воздушная пена из сока, фитораствора или любого другого напитка, которая насыщена чистым кислородом. Пенообразующим компонентом сегодня выступают белок яйца, корень солодки или желатиновый настой. Данные компоненты можно взаимозаменять или использовать их смесь. В нашем детском саду применяют корень солодки.

Польза кислородного коктейля.

Поскольку кислорода через ткани поступает гораздо больше, чем через легкие, то польза кислородного коктейля очевидна. Одну порцию кислородного коктейля можно сравнить с хорошей прогулкой в лесу. Кислородный коктейль восстанавливает микрофлору кишечника, а, следовательно, улучшает пищеварительный процесс, ускоряет процесс расщепление полезных веществ. Данные свойства коктейля помогают в лечении болезней желудка и кишечника. Кроме того, кислородные коктейли способствуют лечению функциональных нарушений центральной нервной системы, которые возникли вследствие эмоциональных и физических перегрузок. Регулярное применение кислородного коктейля в профилактических целях повышает иммунитет и работоспособность. Употребление кислородного коктейля необходимо детям школьного возраста, благодаря нему ребенок легче будет усваивать школьный материал, и справляться с уроками. Кислородный коктейль укрепит иммунитет вашего ребенка и защитит от вирусов в холодные периоды года.

Кислородный коктейль в нашем учреждении проводится в следующем режиме: 1 курс в 2 месяца круглогодично, курс – 15 дней.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 308 г. Челябинска помимо перечисленных выше оздоровительных мероприятий разрабатывает новые, направленные на укрепление здоровья дошкольников.

Цель такой работы – здоровые, энергичные, полные сил дети!

Публикации по теме:

Игра — важнейшее направление коррекционной логопедической работы (из опыта работы) В настоящее время, когда цивилизация далеко шагнула вперёд - это коснулось и процесса обучения как в школе, так и в дошкольном учреждении.

Из опыта работы «Содержание работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников 4–5 лет» Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Из опыта работы «Приемы работы с текстом в рамках системно-деятельностного подхода в обучении» .

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы)Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы) Мастер-класс «Кукла» В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных.

Обобщение опыта работы «Организация работы по познавательному развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.

Описание опыта работы «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Солнышко» г. Суража, Брянской области Товпеко Ольги Михайловны участника муниципального этапа.

Из опыта работы «Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ»Из опыта работы «Оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ» . На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении я поняла, что, желая приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, необходимо.

Сообщение из опыта работы «Организация совместной работы воспитателя с детьми по изодеятельности» Важным обстоятельством, определяющим необходимость внедрения совместной формы организации изобразительной деятельности, является то, что.

Здоровьесберегающие технологии в системе работы детского сада по формированию психического здоровья (из опыта работы) Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закаливание в ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 14:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Закаливание в ДОУ (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Самкович в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД