Лучший педагог года

Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий

Татьяна Рахманова
Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

в раннем детстве – формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;

в школьные годы – способствовать пониманию целостной картины мира;

Публикация «Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий» размещена в разделах

в периоды взросления и зрелости – развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы – это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной темы исследования.

Целью данного исследования является изучение особенностей воспитания экологической культуры детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

Объектом исследования является экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей 6-7 лет.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

– изучить сущность экологической культуры;

– рассмотреть природоведческие экскурсии как средство воспитания у старших дошкольников экологической культуры в процессе;

– провести диагностику экологической культуры детей 6-7 лет;

– разработать серию природоведческих экскурсий, направленных на воспитание экологической культуры старших дошкольников.

Гипотеза: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективным при организации природоведческих экскурсий, если будет:

- организованно систематическое проведение экскурсий;

- включение ребенка во время экскурсий в природоохранную деятельность;

- организация педагогом совместной работы с детьми после экскурсии.

В процессе теоретического изучения данной проблемы исследования были сделаны следующие выводы:

Экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

Экологическая культура рассматривается как культура единение человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.

Экскурсии – один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Природоведческая экскурсия решает задачи накопления представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Преимущества природоведческих экскурсий в том, что в процессе их проведения дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Констатирующий эксперимент проходил в МДОУ № 87 в подготовительной к школе группе. В экспериментальном исследовании участвовало 15 дошкольников.

Эксперимент был направлен на изучение уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

В процессе констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что большинство дошкольников имеют средний уровень сформированности экологической культуры. В связи с этим возникла необходимость целенаправленной работы по приобщению детей 6-7 лет к природе.

Мы выделили следующие особенности проведения экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста:

1. Длительность экскурсий для детей старшего дошкольного возраста не должны превышать 30-40 минут.

2. Место проведения экскурсии должно быть новым для дошкольников, так как новизна восприятия помогает лучше усвоить материал.

3. Руководитель должен заранее определить маршрут экскурсии, наметить интересные места остановки и объекты для показа. Для детей данного возраста это 3-6 объектов.

4. Необходимо концентрировать внимание детей на намеченный объект, не отвлекаясь на второстепенное и случайное, строго следуя маршруту и теме экскурсии.

5. Объяснения должны нести эмоциональный заряд и быть достаточно краткими, не переутомляющими экскурсантов.

6. Каждый объект для лучшего усвоения показываться на экскурсии 2-3 раза в разных вариантах.

7. Для эстетического восприятия окружающей природы экскурсию желательно сопровождать чтением отрывков из поэтических произведений, доступных данному возрасту, загадыванием загадок, приведением народных пословиц и поговорок.

8. Закрепление материалов экскурсий можно проводить на последующих экскурсиях, прогулках и различных играх.

Данные полученные в процессе контрольного эксперимента позволили утверждать об эффективности предложенной методики воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Тема: «Воспитание экологической.

Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе природоведческих экскурсий Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных.

Консультация «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее.

Консультация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» Методические разработки: Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Человек был и всегда остается сыном природы,.

Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда.

Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы.

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» Сапронова Татьяна Анатольевна Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе,.

Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через экологические сказки. Воспитатель МДОУ№7 Котова М. Л. г. Тейково Ивановская.

Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возрастаВоспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста В России 2017г. объявлен годом экологии. Начинать экологическое воспитание нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. В процессе.

Консультация «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» Введение В настоящее время всё чаще приходится видеть на улицах нашего города разнообразный мусор: пластмассовые бутылки; обёртки от шоколада,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 17:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рахманова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД