Получи документы

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Лариса Караванова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.

Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.

Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах

Для ребёнка раннего возраста большое значение имеет сформированность культурно-гигиенических навыков, самостоятельность их применения. Важно подчеркнуть, что с первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет не простое освоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.

В последние годы дети приходят чаще не с соответствующими возрасту культурно гигиеническими навыками. Некоторые даже не приучены к ложке или чашке. Причинами являются чаще недостаточное семейное воспитание, занятость родителей или неосведомленность о важности культурно – гигиенических навыков для развития малыша.

Мониторинг динамики развития ребенка, его индивидуальных способно-стей проводился нами по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной.

Данное обследование проводится два раза в год: в начале года и в конце.

На основании результатов обследования детей была поставлена цель работы: Способствовать формированию и самостоятельному применению культурно – гигиенических навыков детьми раннего возраста.

Работа включала в себя следующие этапы работы:

1. Ознакомление детей с туалетными принадлежностями, обучение действию.

2. Закрепление навыков.

3. Самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков.

На первом этапе мы знакомили детей с последовательностью умывания, одева-ния и других культурно – гигиенических навыков и использовали следующие методы: показ действия, объяснение, упражнение. Для дополнительной мотивации широко используем игровые приемы, художественное слово, потешки. Для формирования представлений детей об одежде, туалетных принадлежностях, посуде мы включаем данные задачи в НОД по ознакомлению с окружающим. В НОД постоянным гостем было Солнышко, которому объясняем и показываем зачем мы умываемся, последовательно одеваемся, как складываем одежду.

Формы организации НОД старались разнообразить, это и игры-путешествия, дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу»,

разнообразные пальчиковые игры: «Сорока - Ворона», «Мальчик - пальчик», «Дружная семейка» «Улитка», «Котята». Эти упражнения повторяли и в НОД, и в режимных моментах, и в повседневной жизни.

Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы пе-решли ко второму этапу.

Цель которого: закрепление культурно – гигиенических навыков.

На данном этапе мы использовали следующие методы:

Упражнения с использованием потешек и художественного слова;

Игровые упражнения;

Дидактические игры «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу»

Подвижные картинки (на подвижной ставенке – окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности и посуда)

Дополнительная мотивация и контроль «Солнышко» радуется, когда дети быстро справились, грустит, когда напачкали или сделали не так.

Когда дети научились применять культурно – гигиенические навыки, запомнили и называли действия и необходимые принадлежности (мыло – мыльница, полотенце, грязный – чистый, мокрый – сухой, теплый – холодный, моем руки, вытираем руки, намыливаем руки, отжимаем руки, мы перешли к третьему этапу.

Цель которого: самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков. На данном этапе мы использовали такие методы как, наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети научились самостоятельно пользоваться платком, мыть руки по мере необходимости, быстро и последовательно одеваться, аккуратно складывать одежду. Арина и Лиза, которые одеваются самыми первыми, помогают и другим детям.

Параллельно с работой с детьми, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями. Использовали разнообразные формы работы: консультации, анкетирование, развлечения, фотовыставки.

При помощи таких форм мы приобщали родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, возросла активность родителей, их заинтересованность во взаимодействии с воспитателем.

Исходя из повторного обследования нервно – психического развития детей по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной и наблюдения за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:

* повышение самостоятельности детей.

* развитие мелкой моторики рук.

*овладение детьми последовательности выполнения культурно – гигиенического навыка (мытье рук, одевание, раздевание).

* улучшение отношений между детьми.

* повышение интереса родителей к формированию культурно – гигиенического навыка

Итоги работы показали, что формирование культурно - гигиенического навыков способствует развитию не только формированию основ здорового образа жизни, но и развитию речи, самостоятельности, мелкой моторики.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Консультация «С чего начинается познание?» «С чего начинается познание?» Раннее детство- это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 09:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Караванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД