МААМ-картинки

Опыт работы «Внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Егорова Татьяна
Опыт работы «Внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС МОУ «ТАВРОВСКАЯ СОШ ИМ. А. Г. АЧКАСОВА» КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

Тенденции развития современного общества показали, что традиционное образование в дошкольных учреждениях уже не может полностью отвечать настоящим положениям и требованиям ФГОС ДО. Внедрение и использование инновационных технологий в работе с детьми, считает Н. В. Микляева, «открывает для воспитателя новые реальные возможности преподнесения материала» [5].

Публикация «Опыт работы „Внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ“» размещена в разделах

Реализация инновационных технологий в детских садах предполагает, в первую очередь, включение в воспитательно-образовательный процесс улучшенных, обновлённых и уникальных идей. Идей, выработанных творческими возможностями и усилиями педагога. При этом, цель такой инновационной деятельности в дошкольном учреждении – это «повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса и достижение более улучшенных результатов и показателей» (К. Ю. Белая) [2].

При реализации инновационной деятельности, по словам С. Ф. Багаутдиновой, перед специалистом дошкольного учреждения «ставятся следующие задачи:

развитие индивидуальности воспитанников;

развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

повышение интеллектуального уровня детей;

развитие креативности и нестандартности мышления» [1].

Так, вслед за авторами Е. В. Гончаровой и И. С. Телегиной, можно сказать, что «инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом» [3].

Главной отличительной чертой инновационной деятельности является тот момент, что педагог при ее реализации играет роль не «наставника», а «соучастника» воспитательно-образовательного процесса. И тогда схема взаимодействия будет выглядеть не «педагог ребенок», а «педагог ребенок». Таким образом, ребенок будет чувствовать больше свободы действий, а это, в свою очередь, будет побуждать к большой творческой активности. Кроме того, знания передается ребенку не в готовом виде, а он сам получает его в ходе своей исследовательской и экспериментаторской деятельности.

Существует много классификаций инновационных технологий, но, в целом, они сходятся к следующим видам:

здоровьесберегающие;

технологии проектной деятельности;

информационно-коммуникационные;

технологии «лэпбук»;

личностно-ориентированные;

игровые технологии;

технологии «мнемотехники»;

технологии проблемного обучения и др.

На базе МОУ «Тавровская СОШ им. А. Г. Ачкасова» было проведено анкетирование «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» с целью выявления проблем при реализации инновационных технологий на данном этапе. Были сформулированы варианты ответов, которые надо было выбрать. Вопрос: «Какие Вы видите причины существующих проблем внедрения инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ» :

невысокая степень информированности в коллективе о предполагаемых инновациях;

убеждение, что эффективно работать можно и традиционно;

состояние здоровья и другие личные причины;

большая нагрузка;

маленький опыт работы;

отсутствие материальной мотивации;

чувство страха перед отсутствием результатов;

отсутствие методической помощи;

конфликты в коллективе.

Анализ сложившейся практики и полученных результатов выявил ряд проблем:

недостаточность научно-методического обеспечения – 46% опрошенных;

отсутствие систематизации внедряемых инновационных технологий – 27% опрошенных;

слабость нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности – 12% опрошенных;

боязнь отклонения от традиционной формы обучения – 56% опрошенных.

Дальнейшая работа в МОУ «Тавровская СОШ» в свете полученных данных была построена по следующим этапам (в соответствии с рекомендациями Г. В. Яковлевой и Д. Ф. Ильясова [6]) :

1) диагностический: системный анализ деятельности на основе мониторинга (анкетирования);

2) прогностический: разработка концепции инновационной деятельности и составление программы реализации;

3) практический: выявление начального уровня состояния проблем,

сформулированных для инновационной деятельности;

4) обобщающий: сбор и обработку полученных материалов;

5) реализационный: распространение инновационных технологий в коллективе.

Инновационная деятельность в нашем структурном подразделении «Детский сад» МОУ «Тавровская СОШ» ведется по трем векторам (направлениям) : работа с педагогическими кадрами, работа с дошкольниками (внедрение и апробация эффективных инновационных технологий) и управление инновационной деятельностью, в целом.

Для четкости понимания такого условного деления содержание направлений инновационной деятельности представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание направлений инновационной деятельности

Направления инновационной деятельности Содержание направлений инновационной деятельности

Развитие дошкольников Физическое и психическое развитие, формирование привычки ЗОЖ. Разработка здоровьесберегающих технологий, валеологическое развитие. Формирование творческого потенциала в различных видах деятельности. Преемственность между детским садом и начальной школой. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей и гуманистической направленности личности дошкольников, связь национального и интернационального воспитания. Реабилитация детей с проблемами развития и здоровья.

Личностно- профессиональный рост педагогов Интеграция педагогического воспитательно-образовательного процесса как элемента целостного развития личности ребенка. Технологии коррекционной работы. Работа с семьей и социальным окружением. Преемственность между детским садом и начальной школой. Социализация в детском саду и в семье. Развитие педагогов как субъектов воспитательно-образовательной деятельности.

Совершенствование управления Создание новой модели учреждения. Активная апробация вариативных программ и инновационных технологий. Преемственность содержания, воспитания и обучения в различных направлениях. Проектирование предметно-развивающей среды. Использование информационных технологий в воспитательно-образовательном и управленческом процессе.

При определении векторов (направлений) учитывались разработки Е. Б. Кузнецова, который также структурировал инновационную деятельность в ДОУ по трем направлениям, но наполнил их другим содержанием. В ходе анализа качества воспитательно-образовательного процесса были намечены основные этапы внедрения и реализации инновационных технологий в деятельность МОУ «Тавровская СОШ» структурное подразделение «Детский сад» (рис. 1).

Рис. 1. Процесс внедрения инновационных технологий в образовательный процесс

Таким образом, исходя из краткого анализа проблемной ситуации и планирования внедрения инновационных технологий, целью работы с педагогическим коллективом является активизация участия педагогов в методической и практической работе; целью работы с детьми является целенаправленное развитие творческой личности в реалии современного социального заказа общества. Все это будет способствовать совершенствованию и повышению эффективности системы самообразования педагогов и улучшению качества процесса управления инновациями в воспитательно-образовательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багаутдинова, С. Ф. (2001, Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к курсу «Управление дошкольным образованием» / С. Ф. Багаутдинова. – Магнитогорск: МаГУ, 2001. – 21 с.

2. Белая, К. Ю. (2009, Инновационная деятельность в ДОУ : Методическое пособие / К. Ю. Белая. – М. : Творческий центр «Сфера», 2009. – 136 с.

3. Гончарова, Е. В. (2013, Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Е. В. Гончарова, И. С. Телегина. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 126 с.

4. Кузнецова, Е. Б. (2009, Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ / Е. Б. Кузнецова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – М. : ООО «ТЦ СФЕРА», 2009. – № 4. – С. 10-19.

5. Микляева, Н. В. (2009, Инновации в детском саду : Пособие для воспитателей / Н. В. Микляева. – М. : «Айрис-Пресс», 2009. – 197 с.

6. Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности / Составители: Г. В. Яковлева, Д. Ф. Ильясов. – Челябинск: Образование, 2008. – 66 с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Опыт работы «Вернисаж инновационных методов привлечения к чтению» 1С декабря 2014 года наш детский сад реализует региональный проект «PROчтение». И вот уже почти три года мы работаем по составленному плану,.

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Конспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахКонспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Наблюдение за осенней красотой природы Воспитательно - образовательный процесс на прогулках[/h4] старшая-подготовительная.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 21:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Егорова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД