Лучший педагог года

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Кузьмина Ольга
Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Влияние ритма на речевое развитие

детей старшего дошкольного возраста.

Васькова Ольга Александровна,

учитель-логопед группы компенсирующей направленности детей с ТНР,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 «Солнышко», г. Александров

Публикация «Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В последние годы теоретики и практики современной логопедии все чаще акцентируют свое внимание на важности развития фонематического слуха и формирования ритмических способностей у старших дошкольников. Ими установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической звуковой культуры тормозит формирование речи в дошкольном возрасте. При несовершенном чувстве ритма замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений дети меняют слова, нарушают рифму, так как не слышат «пульсации» строки, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. Как факт, в дальнейшем, слабое развитие слуховых и ритмических способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Традиционно, положительное влияние оказывают дидактические игры и упражнения на развитие ритмического чувства у детей дошкольного возраста («Послушай, как стучит сердце», «Прохлопай ритм», «Слова на ладошках» (слоговой ритм слова, «Морзянка», «Рифмовочки» и др.). Данные игровые упражнения носят не только обучающий и развивающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом, так как направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Кроме этого перечисленные дидактические игры создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат сравнивать и оценивать звуки по темпу и силе удара.

Необходимо активно применять в своей работе и «звучащие» жесты, под которыми понимается игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.

Термин «звучащие жесты» принадлежит Г. Кетман. Идея использовать те «инструменты», которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, так как подобные формы ритма есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре. Звучащие жесты в сочетании с ритмом музыки помогают добиться эмоциональной разрядки, снять нервное напряжение, умственную перегрузку и утомление.

Действительно, двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Использование «звучащих жестов» в речевых упражнениях, при заучивании наизусть стихотворений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в просодический мир речи.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. В своих трудах Александрова Н. Г., Далькроз, Румер М. А., Збруева Н. П., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорят об эффективном влиянии ритмики на гармоничное развитие ребенка, на коррекцию речевых нарушений.

В практике развивающую и коррекционную работу рекомендую выстраивать в направлении от движения к речи, с успехом внедряя современные методики, такие как фонетическая ритмика, логопедическая ритмика.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают формировать фонетически правильную речь, а в сочетании с дыхательными упражнениями улучшается ритмика всего организма, развивается самоконтроль и произвольность.

Содержание фонетической ритмики носит игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску.

Обязательное условие фонетической ритмики - активное использование жестов, мимики, интонационного и ритмического языка.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики дает положительные результаты:

- активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

- улучшается фонематический слух;

- нормализуется речевое дыхание;

- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- уточняется артикуляция звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

- повышается речевая активность детей.

Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, речевого и физического развития.

Логоритмика в своей основе - ритмичная деятельность, а ритмическая способность тесно связана с эмоциональным развитием ребенка. Проявление любой ритмичности всегда сопровождается выраженными положительными эмоциями.

Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Посредством логоритмики реализуются такие задачи, как:

- нормализация темпа и ритма речи;

- развитие слухового внимания, фонематического слуха;

- развитие моторики, мимики, пантомимики;

- формирование правильного звукопроизношения и др.

Логоритмические занятия способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств, развитию неречевых процессов — координации движений, правильного дыхания, музыкальности. Кроме этого содействуют развитию эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации.

Особое внимание стоит уделять логопедическим стихотворным упражнениям без музыкального сопровождения и упражнениям по методике «Расскажи стихи руками». «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы, произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения и образности мышления. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

В заключении хотелось бы отметить и тот факт, что хорошо развитое чувство ритма создаё т предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: ритмического рисунка и звукобуквенной структуры слова, просодики, развития других лингвистических способностей (словообразования).

По моему мнению, комплексное воздействие данных методик на детей эффективно и дает успешную динамику речевого развития, помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие - М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

3. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. - М. : ТЦ Сфера, 2014.

4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб. 2012.

5. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 2011.

6. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. М., 2000

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2021 в 13:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД