Получи документы

Влияние развивающей среды на исследовательскую активность ребенка дошкольника

Светлана Волосникова
Влияние развивающей среды на исследовательскую активность ребенка дошкольника

«Влияние развивающей среды на исследовательскую активность ребёнка дошкольника»

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Публикация «Влияние развивающей среды на исследовательскую активность ребенка дошкольника» размещена в разделах

Дети очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Познавательно-исследовательская деятельность – это не изолированная от других видов деятельность. Она тесно связана со всеми видами деятельности:

- наблюдение - часть любой познавательно - исследовательской деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов;

- трудовая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность всегда сопровождается выполнением трудовых действий;

- коммуникативная деятельность, умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи;

- изобразительная деятельность, чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента;

- формирование элементарных математических представлений.

- восприятие художественной литературы;

- музыкальная деятельность;

- двигательная деятельность.

Без развития речи, деятельность свелась бы к простому манипулированию.

Мы поставили перед собой цель: повышение познавательной активности дошкольников посредством создания условий для познавательно-исследовательской деятельности.

Для реализации цели и достижения положительных результатов в работе с детьми мы выделили следующие задачи:

- создавать условия для совместной с педагогами и самостоятельной детской

познавательно-исследовательской деятельности;

- развивать у детей интерес, любознательность и познавательную мотивацию через

познавательно-исследовательскую деятельность;

- способствовать развитию творческой активности;

- содействовать развитию у детей коммуникативных умений;

- использовать различные формы работы с родителями по привитию детям любви к

природе.

Исходя из поставленных целей, в процессе познавательно-исследовательской деятельности при построение развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:

1. Принцип научности:

2. Принцип целостности:

3. Принцип систематичности и последовательности:

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

5. Принцип доступности:

6. Принцип активного обучения :

7. Принцип креативности:

8. Принцип результативности:

Организация создания условий для познавательно – исследовательской в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента:

- содержание,

- предметно-развивающая среда;

- психологический комфорт.

Работа по созданию условий в ДОУ велась поэтапно.

Первый этап - организационный:

- анализ предметно-развивающей среды МБДОУ ДС №7 «Улыбка»;

- создание новой модели развивающей среды ДОУ.

Модель развивающей среды МБДОУ ДС №7 «Улыбка»

Задачи: - создаёт условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения;

- стимулирует исследовательскую деятельность;

- обогащает практический опыт, даёт возможность действовать.

Это (Альпийская горка, Галерея сказок жили-были», Зимний сад «гнома Ворчуна», Музей русского быта «Горница и другие).

Условия для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников :

- пополнить центры экспериментирования объектами для исследования в реальном действии и разнообразить образно-символический материал;

- обновить материалы для сенсорного развития;

- приобрести наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий;

- обновить уголки природы.

Второй этап - практический :

- создание условий для познавательно – исследовательской деятельности;

- обновление уголков экспериментирования и предметно – развивающей среды в ДОУ.

Содержание экспериментальных уголков

Требования к организации центров познавательно-исследовательская деятельность.

- содержательно-насыщенной

- трансформируемой

- полифункциональной

- вариативной

- доступной

- безопасной

Макро-микросреда ДОУ

Макросреда ДОУ- территория детского сада (участок, экологическая тропа, фруктовый сад, огород, уголок леса, цветник, стадион, площадка по БДД и т. д.)

- помещения детского сада кабинеты, залы, холлы, лестничные марши; специально организованные мини среды в помещении детского сада (мини-музеи, экспозиции, детская библиотека)

Микросреда ДОО-внутренняя организация развивающей среды групповых помещений (центров детской активности).

(«Творческий вернисаж», «Русская горница», «Лестница сказок»)

(Метеостанция гнома Астронома, Полянка лечебных трав, Птичий столб, Огород)

Среда является важным фактором в воспитании и развитии ребёнка дошкольника. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, по которой работает наш детский сад, предусматривает выделение микро-и макросреды.

Микросреда – это внутреннее оформление помещения.

Макросреда – это ближайшее окружение детского сада.

(уголки экспериментирования в группах)

Оптимальное расположение в помещении группы.

Доступность для воспитанников.

Безопасность.

Среда которая развивает

(Релаксационная комната «Антошка», «Чудо дверца», Уголок «Принцессы тишины»).

Центры познавательно исследовательской деятельности.

Лаборатория интересных дел «Познавайка»

Центры природных зон (Зимний сад, Рыбкина заводь, Уголки природы).

(Полянка волшебных сказок дядюшки «Ау», Солнечные часы, Альпийская горка).

Дети в центрах природы

- исследуя состояние почвы (влажная, сухая, мягкая);

- наблюдают за ростом и цветением растений;

- определяют условия для их роста и развития (вода, свет, тепло);

- ухаживают за ними (поливают, рыхлят).

Таким образом, созданные условия для познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, обеспечивают согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива и родителей.

В дальнейшем мы будем продолжать работу по обновлению условий для познавательно- исследовательской деятельности с детьми.

Практическая работа в лаборатории

Прикреплённые файлы:

volosnikova-aprel-23_nhiar.pptx | 19573,28 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на психику ребенка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией "Влияние компьютерных игр на.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Польза конструктора и его влияние на развитие ребенкаПольза конструктора и его влияние на развитие ребенка Конструктор — это универсальная игрушка. Она подходит всем детям вне зависимости от пола и возраста. Тренирует вашего непоседу быть усидчивым.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние развивающей среды на исследовательскую активность ребенка дошкольника
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 07:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние развивающей среды на исследовательскую активность ребенка дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Волосникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД