Папки-передвижки

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей

Юлия Трубицына
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей

Хорошая речь –это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, активнее формирование его психического развития.

Публикация «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» размещена в разделах

Одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

«Детский фольклор» входит в жизнь ребенка очень рано. Одной из основных задач для меня стало пробуждения интереса к этим произведениям– пословицам, прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время забывают об этом и процесс развития речи пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит с гаджетами, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (потешки, прибаутки, колыбельные песни) практически не используются даже в младшем дошкольном возрасте, не говоря уже о детях 5-6 лет.

Реализацию поставленных задач, я начала с составления перспективного плана, систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству, разработки консультаций и памяток для родителей. Определила формы (вариативность, наглядность, системность, доступность) и принципы работы (интеграция деятельности, учет индивидуальных предпочтений, интересов, уровня развития).

В процессе системно-деятельностного подхода малые формы фольклора применялись мною целенаправленно и системно во всех видах и формах детской деятельности и, конечно, в режимных моментах.

Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей, мною подобраны и составлены собственные картотеки пословиц - поговорок, и игр на основе детского фольклора. В своей работе я использовала анимацию: в список вошли отечественные мультфильмы советского периода только хорошего качества.

Мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, с которыми ребятам хочется поделиться. В то же время не все им остается понятным. Они стремятся получить объяснения взрослых или сверстников, просят, чтобы им ответили на возникшие вопросы.

Для мотивации ребят много мероприятий мы проводили в нашей «Горнице» и музее казачего быта. Игры-импровизации воспитывают положительные черты характера, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь более выразительной. Простота фольклорных произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей игровой деятельности.

В рамках реализации регионального казачьего компонента мною был создан альбом «Ребята-Казачата», который мы тоже используем на своих занятиях. Объяснение значений слов, пословиц, поговорок, предметов быта формируют у детей лексические умения. Они учатся понимать прямой и переносный смысл фразеологического оборота, знают, если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

Для развития речи детей очень важно развитие мелкой моторики. Для этого мною был создан вязанный пальчиковый театр из 12 кукол. Проявив смекалку и фантазию, ребята самостоятельно составили репертуар из шести сказок. Такие занятия помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

Русские народные, хороводные игры увлекают ребят своей простотой и четкостью ритма, понятностью образов, краткостью запевки или стишка. Содержащийся фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью.

На основании проделанной работы, мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речи детей. С начала года мои ребята стали более общительнее и увереннее в себе. Я и в дальнейшем планирую использовать все виды и формы детского фольклора.

Хорошая речь –это важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, активнее формирование его психического развития.

Одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

«Детский фольклор» входит в жизнь ребенка очень рано. Одной из основных задач для меня стало пробуждения интереса к этим произведениям– пословицам, прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время забывают об этом и процесс развития речи пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит с гаджетами, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (потешки, прибаутки, колыбельные песни) практически не используются даже в младшем дошкольном возрасте, не говоря уже о детях 5-6 лет.

Реализацию поставленных задач, я начала с составления перспективного плана, систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству, разработки консультаций и памяток для родителей. Определила формы (вариативность, наглядность, системность, доступность) и принципы работы (интеграция деятельности, учет индивидуальных предпочтений, интересов, уровня развития).

В процессе системно-деятельностного подхода малые формы фольклора применялись мною целенаправленно и системно во всех видах и формах детской деятельности и, конечно, в режимных моментах.

Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей, мною подобраны и составлены собственные картотеки пословиц - поговорок, и игр на основе детского фольклора. В своей работе я использовала анимацию: в список вошли отечественные мультфильмы советского периода только хорошего качества.

Мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, с которыми ребятам хочется поделиться. В то же время не все им остается понятным. Они стремятся получить объяснения взрослых или сверстников, просят, чтобы им ответили на возникшие вопросы.

Для мотивации ребят много мероприятий мы проводили в нашей «Горнице» и музее казачего быта. Игры-импровизации воспитывают положительные черты характера, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь более выразительной. Простота фольклорных произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей игровой деятельности.

В рамках реализации регионального казачьего компонента мною был создан альбом «Ребята-Казачата», который мы тоже используем на своих занятиях. Объяснение значений слов, пословиц, поговорок, предметов быта формируют у детей лексические умения. Они учатся понимать прямой и переносный смысл фразеологического оборота, знают, если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

Для развития речи детей очень важно развитие мелкой моторики. Для этого мною был создан вязанный пальчиковый театр из 12 кукол. Проявив смекалку и фантазию, ребята самостоятельно составили репертуар из шести сказок. Такие занятия помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

Русские народные, хороводные игры увлекают ребят своей простотой и четкостью ритма, понятностью образов, краткостью запевки или стишка. Содержащийся фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью.

На основании проделанной работы, мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речи детей. С начала года мои ребята стали более общительнее и увереннее в себе. Я и в дальнейшем планирую использовать все виды и формы детского фольклора для развития речевой активности детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 13:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Трубицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД