МААМ-картинки

Консультация «Трудности и ошибки при чтении»

Марина Хромова
Консультация «Трудности и ошибки при чтении»

Одна из важнейших задач родителей и начальной школы является формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов смыслового и технического, т. е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определённую информацию, заключённую в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Публикация «Консультация „Трудности и ошибки при чтении“» размещена в разделах

Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т. е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи) (при дислексии с трудом закрепляются связи между звуком и буквой, чаще наблюдается забывание букв, имеющих меньшую частотность употребления в языке, это может относится и к заглавным буквам)

Слияние нескольких букв в слог (слогослияние). (Наибольшую трудность для детей представляет слияние букв в слоги. На этом этапе возникает противоречие, а именно, при выделении звука из слова, ребёнок называет «чистый», изолированный звук, а сливая звуки в процессе чтения, должен видоизменять их, учитывая позиционные и комбинаторные условия. Например, в зависимости от последующей гласной, согласный «н» прочитывается то как твёрдый, то как мягкий в словах «нос –нёс». Именно поэтому при чтении слогов и слов дети должны предварительно до озвучивания согласного оценить характер следующей за ним гласной. И чем лучше дети владеют устной речью, тем успешнее они овладевают слиянием при чтении).

Слияние нескольких слогов в слово.

Интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения. Они допускают при чтении ошибки : пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально – отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера

нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки

нарушением зрительно – моторной координации

нарушением моторики, графомоторных навыков

нарушением слухового, зрительного, фонетико – фонематического восприятия. Смешение букв по акустико – артикуляционному сходству (о –у, ё-ю, звонкие и глухие – в –ф, б –п и т. д., свистящие и шипящие – с –ш, з –ж,, соноры – л –р, аффрикаты – ц –ч, ч –ть. Смешение букв по кинетическому сходству (в печатном шрифте). Такие смешения обусловлены смешением букв при переходе с печатного шрифта в рукописный, например, а –о, и-у, б –д, х –ж, л -м.

нарушением произвольного внимания

нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти

затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи

нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения, грамматического строя речи, бедностью словаря.

Развитие мелкой моторики.

«Пальчики здороваются»

«Пересчёт пальцев»

«Качели»

Упражнения на координацию рук

Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя руками, правой сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот.

«Кулак — ребро — ладонь». Детям предлагается выполнить последовательно три движения рукой.

Развитие зрительно – моторной координации.

Графический диктант по клеточкам под диктовку родителя.

Развитие пространственных представлений.

Ребёнок последовательно выкладывает на столе цветные геометрические фигуры по речевой инструкции взрослого. Например, положи перед собой красный треугольник, справа от него зелёный круг, слева — синий прямоугольник, над зелёным кругом — жёлтый квадрат и т. д.

Достань правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз и т. д.

Формирование навыка фонематического анализа и синтеза.

«Отгадай слово». Ребёнку предлагается из написанных на листе наборов букв составить слова.

Задание «Наборщик». Ребёнку предлагается слово, из букв которого он составляет и записывает новые слова.

По первым звукам названных родителем слов, нужно отгадать задуманное слово. Например, солнце, аист, дом, Отгадайте, какое слово я задумала.

Коррекция навыков чтения.

Чтение текста из книги с прикрытой верхней половиной строчки. Уточнение содержания по вопросам родителя.

Чтение текста из книги через слово. Ребёнку предлагается читать не как обычно, а перескакивать через каждое второе слово.

Чтение текста «вверх ногами». Уточнение содержания по вопросам родителя.

Ошибки, которые ребёнок допускает при чтении, затем могу отразиться в письменной речи. Поэтому лучше исправить сейчас, чем в будущем работать над коррекцией устной и письменной речи.

Публикации по теме:

«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста». Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон Выразительность – важное качество речи. Выразительность.

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Консультация «Авторские сказки и стихи в чтении художественных текстов современной детской литературы» Общая тема: «Позитивный творческий подход к чтению художественных текстов современной детской художественной литературы с помощью авторских.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для родителей «Ошибки в воспитании…» Никто из нас на родителей не учился, дипломов не имеет, поэтому чаще всего мы воспитываем своих чад по собственному разумению. Нам кажется,.

Консультация для родителей: «Ошибки в воспитании детей» Воспитывая своих детей, мы исходим из своего личного жизненного опыта. Мы считаем, что воспитываем правильно, и каждый из нас мечтает вырастить.

Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности» .

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг Чтобы ребенок захотел слушать, а далее читать сам, надо помнить, что на каждом этапе взросления у детей появляются определенные интересы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Трудности и ошибки при чтении»
Опубликовано: 20 мая 2020 в 18:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Трудности и ошибки при чтении»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Хромова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД