Получи документы

Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников

Мария Благова
Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников

Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта либо субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. Продуктом любой проектировочной деятельности логично считать сконструированный проект ее объекта, в данном случае – проект образовательной среды.

Публикация «Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников» размещена в разделах

Назначение педагогического проекта – изменение педагогической практики, в этом смысле проектная деятельность в образовании – это сознательное конструирование и внедрение в жизнь педагогических новшеств, инноваций.

Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.).

Педагогическое проектирование предполагает возможность изменения, развития участка педагогической практики как результат реализации проекта. Г. П. Щедровицкий выделил два вида полярных стратегий в педагогическом проектировании : а) средовая адаптация, приспособление к социальным условиям жизни, б) преобразование среды в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями.

В рамках первой из упомянутых стратегий педагогический процесс модернизируется под конкретный социальный или государственный заказ, реализуется запрос соответствующих государственных структур или Гуманитарные науки. Педагогика и психология 136 социальных групп. В рамках второй стратегии проектирования субъектом проектной деятельности становится круг лиц, заинтересованный в появлении новых видов образовательной деятельности (учащиеся, их родители и учителя, в данном случае проект представляет собой творческую инициативу участников образовательного процесса.

Педагогическое проектирование является осознанным и целенаправленным процессом построения модели развития образования, а педагогические инновации – продукт реализации предложенной идеальной модели.

Инновации – это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования. Таким образом, исследователи понимают под педагогической инновацией качественное или количественное изменение педагогической системы, направленное на совершенствование существующей педагогической практики.

Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. Начало разработке научно-методических основ технологичного проектирования в отечественной дидактике положил В. П. Беспалько.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная. Педагогическое проектирование - проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у логопеда совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.

Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов : педагогических систем, процессов и ситуаций.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него - в рамках определенной подсистемы.

При проектировании развивающей предметной среды для детей должны учитываться следующие стимульные факторы:

1) среда должна формироваться адекватными возрасту средствами с некоторым превышением степени их сложности по отношению к функциональным возможностям ребенка;

2) динамизм, изменчивость, неоднородность окружающей среды, т. е. это игровая среда, полностью подвластная возможностям ребенка, при этом она должна захватывать внимание неожиданными изменениями в ней;

3) новизна – вызывает познавательный интерес, ведет к развитию психических процессов у ребенка (внимание, восприятие, память, мышление, воображение);

4) форма и цвет – передают выразительность, позволяют посредством сопоставления объектов и событий приобрести новые знания.

Публикации по теме:

Теоретические основы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста Введение Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Владение богатством русского литературного.

Короткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» в старшей группе сроком на одну неделю с 10.09.2018 по 14.09. 2018 год. Коротко-срочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» в старшей.

Основы безопасной жизнедеятельности у дошкольников «Азбука безопасности» В нашем дружном садике прошло замечательное развлечение для деток - «Азбука безопасности». Праздник проходил в тёплой.

Консультация «Основы экологического воспитания дошкольников» Одной из не мало важных проблем сегодня является отношение человека к природе. Безрассудное природопользование влечет за собой деградацию.

Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста Выполнила Бабарико.

Презентация «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников» Трудовое воспитание начинается с раннего возраста, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни воспитанников Цель: применение здоровье сберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: -обучить детей методам.

Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой.

Теоретические основы своеобразия речевого развития детей с нарушением слуха Теоретическая основа своеобразия общего и речевого развития детей с нарушениями слуха. Для того, чтобы знать закономерности, процесс (преподавание,.

Творческий отчет «Об использовании технологии проектирования в обучении дошкольников» Творческий отчет по теме: «Об использовании технологии проектирования в обучении дошкольников» Сегодня государством поставлена новая задача,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников
Опубликовано: 23 января 2019 в 12:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы педагогического проектирования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Благова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД