Получи документы

Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения

Кузьмина
Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пальчиковые и зрительные гимнастики являются практическим материалом для проведения коррекционно-образовательной деятельности в группах компенсирующего типа.

Публикация «Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

Уже давно установлено, что мелкая моторика рук и развитие речи находятся в прямой зависимости друг от друга. При слабо развитой мелкой моторике наблюдается и отставание в развитии речи. Если же у ребёнка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развита память, внимание, логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, а тем более дети с нарушением зрения, в большинстве случаев имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Они быстро утомляются, движения пальцев и кистей рук неточны, так как слабовидящие дети в силу низкой остроты зрения не видят точных движений пальцев рук. Им трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Внимание таких детей быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе. Поэтому одними из самых лучших упражнений для развития речи малыша являются пальчиковые игры. Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается весёлым стихотворением, связанным с изучаемой темой по ознакомлению с окружающим миром. Текстовое сопровождение не только способствует развитию речи, но и развивает мышление, внимание, воображение, реакцию.

Однако следует отметить, что пальчиковые гимнастики могут заинтересовать ребёнка только в том случае, если взрослый удачно её исполнил. Можно сделать на пальцы бумажные колпачки и разрисовать их. Наглядность очень привлекает детей. Играя с малышом, взрослый должен сделать акцент на своём голосе и мимике, поэтому пальчиковые и зрительные гимнастики лучше заучивать наизусть. Ребёнок сначала осваивает движения пальцами одной руки, потом то же самое другой рукой, а затем обеими руками вместе. Важно научить его выполнять пальчиковые упражнения сразу правильно каждой рукой. Кроме того пальчиковые гимнастики доставляют огромное удовольствие и детям и взрослым.

Наряду с пальчиковыми гимнастиками тематические зрительные гимнастики также развивают речь, но главная их функция включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. К одним из многих профилактических мероприятий, предотвращающих нарушения зрения, относится: проведение зрительных гимнастик в детском саду. Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы, улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

• фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

• длительность проведения зрительной гимнастики во время коррекционно-образовательных занятий: 2 минуты в младшей и средней группах, 3- 4 минуты в старших группах.

Кроме общих правил следует выполнять и основные правила.

Основные правила выполнения зрительной гимнастики:

• перед началом гимнастики снимите очки и линзы;

• выполняйте гимнастику регулярно;

• комплекс упражнений выполняйте не более трех раз в день;

• при выполнении упражнений не следует делать резких движений глазными яблоками;

• гимнастика выполняется только глазными яблоками, без участия лицевых мышц;

• каждое упражнение выполняется не менее 3 раз;

• с осторожностью выполнять упражнения при близорукости.

Необходимо также учитывать рекомендации специалистов: врача-офтальмолога и учителя-дефектолога по ее проведению с дошкольниками 2-7 лет в зависимости от возраста и заболевания ребёнка. Выполнение рекомендаций позволит всем педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения, повысить работоспособность таких детей, интенсифицировать профилактическую деятельность зрительной патологии и даст возможность малышам избежать утомления на занятиях. Наиболее эффективными являются тематические зрительные гимнастики. Для дошкольников младшего возраста с нарушением зрения и детей, у которых имеются нарушения речи, лучше всего планировать одновременно тематическую пальчиковую гимнастику и зрительную гимнастику в стихах в соответствии с изучаемой лексической темой. При проведении зрительной гимнастики для лучшей фиксации взгляда можно предложить держать какой-либо предмет в руках (осенью-жёлтый лист, гриб; зимой- снежинку, снежок; весной-цветок; летом – солнце и т. д.). Темы выстроены таким образом, что можно выбрать ту, которая подходит к тематике занятия.

Тематические пальчиковые и зрительные гимнастики способствуют развитию связной речи, образного мышления, внимания, памяти, закрепляют навыки ориентировки на собственном теле (знания названий пальцев рук, формируют умение ориентироваться по направлениям: слева, справа, вверху, внизу, совершенствуют мелкую моторику рук и укрепляют глазодвигательные мышцы. В сборнике собраны пальчиковые и зрительные гимнастики по темам: времена года, праздники, природа, части тела, семья, друзья, транспорт, профессии, предметы быта, запахи и звуки вокруг нас.

Пособие адресовано учителям- дефектологам (тифлопедагогам,учителям-логопедам, воспитателям специальных дошкольных образовательных учреждений, компенсирующих групп для детей с нарушением зрения.

ВРЕМЕНА ГОДА.

Осень. "Урожай" Пальчиковая гимнастика.

- Урожай собрали сами, отнесём на кухню маме: (сложить ладошки «корзиной»)

- Помидоры, огурцы, Крепкие молодцы. - И картофель, и морковь, (загибать пальцы, начиная с мизинца) - С овощами ты не спорь! - Все полезны, все важны, - Для здоровья все нужны!

Гимнастика для глаз.

Выполнять движения в соответствии со словами стиха. - Осень настала, холодно стало, (широко открыть глаза) - Чтобы нам согреться нужно поморгать. (Крепко зажмурить Поморгать) - Влево-вправо посмотреть, - Вверх-вниз поглядеть. - Снова дружно поморгать, - Никого не отвлекать. (Поморгать. Зажмурить. Широко открыть глаза.)

Зима

«Снежки» Пальчиковая гимнастика.

- Раз, два, три, четыре, пять. - В снежки будем мы играть (загибать пальцы, начиная с мизинца). - Кулачки сжимаем крепко - И снежки бросаем метко (сжимать и разжимать кулачки, имитировать бросок снежка). «Снегопад» Зрительная гимнастика.

- К нам сегодня в детский сад - Заглянул снегопад.

- Снегопад, снегопад, - Ты порадовал ребят. (Зажмурить. Широко открыть глаза) - Снежинки влево полетели, (Посмотреть влево-вправо) - Дети влево посмотрели,

- Снежинки вправо полетели, - Дети вправо посмотрели - Белый снег пушистый в воздухе кружится Направлять взгляд по кругу (в левую, потом в правую стороны) - И на землю падает, весело ложится. (Зажмурить глаза. Поморгать глазами

«Зимняя прогулка» Пальчиковая гимнастика.

- Вышли мы во двор гулять (идём по столу указательным и средним пальцами) - С горки снежной прокатились (указательным пальцем правой руки водить по ладони левой)

- Бабу снежную слепили (имитировать лепку снеговика, - - И в сугробе повалялись (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной).

- Вечером домой пришли,

- Съели кашу, спать легли (ладони сложены, а на них опереть голову, как во сне). «Снежок» Зрительная гимнастика.

- Раз, два, три,четыре,пять. (Зажмурить, широко открыть глаза, поморгать) - Будем мы в снежки играть. - Вверх подбросим и поймаем, (посмотреть вверх, вниз)

- Вправо бросим и сломаем. (Посмотреть вправо, влево) - Влево бросим и уроним.

Весна пришла

"Весна-красна" Пальчиковая гимнастика. - Весна-красна, ты с чем пришла (сжимать и разжимать пальцы? - С солнышком лучистым, - С небом чистым,

- С воздухом тёплым, - С дождём проливным, - С травою зелёною, - С водою ключевою, - С радостью, весельем, - С хорошим настроеньем (загибать пальцы, начиная с мизинца. В конце сжать кулачки и выставить большие пальцы.) «Весна пришла» Зрительная гимнастика.

- Весна пришла! Весна пришла! (Поморгать глазами) - Кричат везде грачи! - И дует тёплый ветерок (Зажмурить. Широко открыть глаза) - И моросят дожди. - Вот солнца луч пробился из-за туч, (посмотреть вверх, вниз) - И жаворонок ввысь взлетел, (посмотреть вправо, влево) - И звонко песенку запел. Направлять взгляд по кругу (в левую, в правую стороны)

Летние цветы

«Букет» Пальчиковая гимнастика.

- Соберу цветы в букет: (локти поставить на стол, соединить запястья у основания, ладошки в стороны) - Белые ромашки для мамы

- Красные маки для папы,

- Жёлтые лютики для сестры,

- Маргаритки для братишки (загибать пальцы, начиная с мизинца). - До чего красив букет, - Лучше в мире цветов нет! «Цветы» - В поле летом выйду я. (Поморгать глазами, - Посмотрю налево - маки, а направо – васильки. (Посмотреть вправо, влево.) - До чего же хороши эти летние цветы. - Не страшна им жара, расцветает их краса! Направлять взгляд по кругу (в левую, потом в правую стороны)

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект НОД «Овощи и фрукты» в инклюзивной группе (с нарушением зрения) Целевая аудитория: средняя инклюзивная группа (в группу нормально развивающихся детей 4-5 лет включены дети с нарушением зрения). Цель:.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Правила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группыПравила пользования очками для детей с нарушением зрения второй младшей группы Цель: обучение правилам пользования очками. Задачи: • способствовать получению опыта познания возможностей глаз и знаний о функциональном.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Зрительные тренажеры для гимнастики глазЗрительные тренажеры для гимнастики глаз Зрительные тренажеры для гимнастики для глаз. Консультация для родителей. Ребенок, особенно сейчас, в зимние праздники проводит много времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 18 февраля 2023 в 23:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематические зрительные и пальчиковые гимнастики для дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД