Лучший педагог года

Связная речь одно из ведущих направлений в процессе развития речи ребенка

Баймашкина Н. И.
Связная речь одно из ведущих направлений в процессе развития речи ребенка

Развитие речи становиться все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение телефонов, компьютеров, планшетов, безграмотное говорение с экранов телевизоров, агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.

Поэтому мы педагоги, ответственны за формирование правильной связной речи подрастающего поколения.

Публикация «Связная речь одно из ведущих направлений в процессе развития речи ребенка» размещена в разделах

Каждый ребенок должен научится грамотно говорить правильно строить предложения, интересно высказывать свои мысли. Мы должны научить ребенка доказывать свою правоту, отстаивать свои мысли.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, а так же практическое умение пользоваться языковым материалом. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы, написать программные изложения и сочинения. Поэтому, развитие связной речи является важным условием успешности обучения ребенка в школе.

Работа по развитию связной речи в детском саду ведется по следующим направлениям :

1) обогащение словарного запаса;

2) обучение составлению и придумыванию рассказов;

3) отгадывание загадок.

Одним из необходимых условий речевого развития ребенка я считаю создание мотивации общения. Работу по речевому развитию направляю на формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детского сада.

В процессе занятий создаю такие условия, ситуации, которые вызывают потребность в речевых высказываниях. При этом очень важна благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

Основная функция связной речи- коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и говорением другого. В диалоге собеседники всегда знают о чем идет речь. Устная диалогическая речь появляется во время сюжетно- ролевых игр детей. Она сопровождается жестами, мимикой, соответствующей интонацией.

Участвуя в свободных играх детей я не только организую обстановку и подбор игрового материала, но и проявляю интерес к самому процессу игры. Даю детям Новые слова и выражения, исправляю недостатки речи. Обучая диалогической речи, учу детей пользоваться разговорной лексикой и фразеологией. Закрепляю умение употреблять в речи простые и сложные бессоюзные предложения.

Более сложным видом речи является монологическая речь. При овладении монологом, детей учим употреблению в речи более развернутых, законченных, логически завершенных высказываний, литературной лексики.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развитие ребенка. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным запасом, грамматическим строем. Она так же выполняет социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинение развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Исходя из содержания требований к диалогической речи старших дошкольников мы продолжаем учить детей более точно отвечать на вопросы объединять в распространенном ответе реплики товарищей; отвечать на один и тот же вопрос по – разному: кратко и распространенно. Закрепляем умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание уделяем умениям формировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, поощряем разговоры по поводу вещей, на находящиеся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети старшего дошкольного возраста владеют разнообразными формулами речевого этикета. Например : Алеша, помоги мне, пожалуйста. Лена, будь добра, помоги мне застегнуть куртку. Спасибо. Было очень интересно.)

Большую роль в повседневном общении для формирования диалогической речи играет разговор воспитателя с детьми. Он оказывает на детей развивающее влияние лишь в том случае, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, когда господствует личностно- ориентированная модель взаимодействие ребенка со взрослым.

Мы разговариваем с детьми по любому удобному поводу, в разное время: и в утренние часы, и на прогулке, и после дневного сна и в другие режимные моменты. Разговор происходит в непринужденной обстановке, мы спрашиваем, дети свободно с нами общаются, рассказывают о том, что их интересует, что они видели на экскурсии и т. д. Во время разговора исправляем ошибки в речи детей, даем образец правильной речи; выявляем недостатки речи, определяем в чем следует поупражнять ребенка.

.

Для развития диалогической речи большое место уделяем совместной деятельности детей в процессе её дети обсуждают, согласуют, оценивают свои действия и действия товарищей.

Происходит обмен мнениями, замыслами, возникает взаимопонимание, стимулируется активность.

Для достижения связной монологической речи отбираем необходимый материал, доступный и понятный по содержанию детям. Работаем с детьми по трем основным типам монологов – самостоятельный рассказ, пересказ литературных произведений, заучивание стихотворений, описание.

При составлении описания предметов мы используем опорные схемы – модели. С помощью символов дети описывают игрушки, предметы, явления природы, людей. (Демонстрирую схемы- модели)

Для пересказа берем предусмотренные программой произведения: сказки, короткие рассказы. При обучении пересказу обращаем внимание на то, чтобы дети придерживались авторской композиции произведения, использовали готовые речевые формы и приемы. Учим их связно, последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. Пересказ художественных персонажей положительно влияет на связность детской речи, следует образцу литературной речи, подражают ему. Художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства.

В рассказывании по серии сюжетных картинок учим детей составлять повествовательные рассказы; указывать место и время действия; развивать сюжет, соблюдать последовательность изложения, а в рассказах по одной картинке придумывать предшествующие и последующие события. В основе рассказывания по картинке лежит восприятие окружающей жизни. Она воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Для развития связной речи и мыслительных способностей мы в своей практике используем рассказы из опыта детей. Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в практике повседневного общения с окружающими. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, повседневная жизнь детей: наблюдение, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. Дети учатся понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядность. Для детей старших и подготовительных групп мы предлагаем для рассказывания следующие темы:

1. Как отдыхали летом; как провели праздник Новогодней елки;

2. Как работаем на огороде; как меняли воду в аквариуме;

3. О родном городе; о своей любимой игрушке, собаке или кошке и т. д.

Работа проводится не только с детьми, но к этому приучаем не заметно и родителей. Каждое утро, приходя в сад, я спрашиваю ребенка, что интересного он видел по дороге в детский сад. Сначала ребенок отвечает односложно или ничего не отвечает. А потом он уже приходя он может описать утро (например : Светит солнце. На улице тепло. Деревья пожелтели. Или. На улице дождь, сыро. На дороге лужи. Люди идут с зонтами.) Также часто спрашиваю детей «Что тебе перед сном читала мама, папа?» Не все родители читают перед сном своим детям, но задавая такой вопрос родители начинают читать своим детям. Утром они подсказываю своему ребенку, что читали. Детей в подготовительной группе я уже спрашиваю «Что интересно ты видел, или узнал за выходные дни? Родителям я говорю, что ребенок должен составит 5- 6 предложений н любую тему. Идете вы гулять с детьми беседуйте с ним. Видите дерево опишите: это дерево береза. У березы есть ствол. Березу можно узнать по ее красивой бело – черной коре. У дерева есть ветки и красивые листья сердечком. Также можно спросить о цветах, о строящемся доме.

Самостоятельное составление рассказа.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий

В старшем дошкольном возрасте возникает возможность развития творческой речевой деятельности, т. к. у детей к этому периоду имеется большой запас знаний об окружающем мире они овладевают сложными формами связной речи, словарем. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок самостоятельно должен придумывать содержание сказки, небылицы, загадки.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Фотоотчет «Сотрудничество с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»Фотоотчет «Сотрудничество с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ» Фото отчет «Сотрудничество с отцами – одно из важнейших направлений в воспитательно - образовательной деятельности детского сада» Шелехина.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Презентация «Нравственное воспитание детей -одно из ведущих направлений работы в ДОУ» Нравственное воспитание детей – одно из ведущих направлений работы в Детском Оздоровительном Учреждении. Дошкольный возраст - период активного.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Стенгазета как одно из направлений работы с родителямиСтенгазета как одно из направлений работы с родителями Одна из главных задач воспитателя – создать хорошие взаимоотношения с родителями воспитанников. Поэтому, одним из направлений в работе с.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Связная речь одно из ведущих направлений в процессе развития речи ребенка
Опубликовано: 9 января 2021 в 19:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Связная речь одно из ведущих направлений в процессе развития речи ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Баймашкина Н. И. в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД