Папки-передвижки

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания

Любовь Калижникова
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания

Задача детского сада обеспечить наиболее полное развитие дошкольников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в большей мере определяется его сенсорным развитием.

Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Публикация «Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания» размещена в разделах

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка складывается из тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Если ребенок трогает предмет, то кожа и мышцы рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать и запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и воспринимает, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. Поэтому рука учит мозг. Чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Поэтому в младшем дошкольном возрасте даю ребенку исследуемый объект, потрогать, понюхать и т. д. Ребенок, потрогав покровом тела, познает величину, плотность, шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С этой целью использую различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

-лепка из пластилина, теста;

-аппликация из разного материала (бумага, вата, пух и т. д.);

-рисование пальцами, кисточкой, ватными палочками, губкой;

-игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кубиками (крупными и мелкими, пластмассовыми и деревянными);

-собирание пазлов;

-сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, бусинки).

Используемая практическая деятельность вызывает также положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Большое внимание уделяю традиционной пальчиковой гимнастике, использую элементы массажа и самомассажа рук, что также способствует повышению тактильной чувствительности.

Использую в продуктивной деятельности природный материал, что помогает детей сближаться с природой и познавать её.

Своё тематическое планирование материала согласую со временами года. Прежде чем предлагаю детям рисовать красками опавшие листья, мы с детьми на прогулке рассматриваем листочки, осязаем, а лишь затем раскрашиваем и рисуем.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов, я считаю, является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Также необходима систематичность. Обучение происходит в непосредственно организованной деятельности, а также в самостоятельной деятельности.

Таким образом, в результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Успех сенсорного воспитания обуславливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Работа педагога-психолога Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, отвечающий за ту сторону педагогического процесса,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания
Опубликовано: 24 марта 2014 в 09:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Калижникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД