МААМ-картинки

Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений

Вензель Юлия
Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Публикация «Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений» размещена в разделах

Функции детской игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

- регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления (спектакли).

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Данные упражнения делятся на три вида:

- дыхательные и артикуляционные;

- дикционные и интонационные;

- творческие (со словом).

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль - та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра - драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа - весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.

Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное, изобразительное. Отличительная особенность драматической формы - соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, то есть театральное творчество имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);

- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес.

В музыкальном зале есть сцена, занавес, стилизированные театральные колонны, где отведено место мини-театру. Есть костюмерная и гримерная.

К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов. Конечно, самыми благодарными зрителями детских спектаклей выступают мамы, папы, бабушки и дедушки.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи :

- Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности - участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью. В детском саду работает театральный кружок «Сказка» для занятий наиболее артистичных детей. С ними отдельно занимается музыкальный руководитель.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

Список используемой литературы:

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. 1997г.

Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Дошкольное воспитание 1998 № 9.

Сухомлинский В. Л. Сердце отдаю детям. Киев. 1997.

Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994г.

Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Москва, 1983г.

Публикации по теме:

Консультация «Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации» МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» Консультация для родителей и педагогов «Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Март 2015 года Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений Творчество делает жизнь ребенка богаче,.

Отчёт по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков» Отчет по самообразованию тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков детей.».

Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста I Введение Дошкольное образование не стоит на месте - наблюдаются сильнейшие прогрессивные тенденции. Безусловно, это связано с появлением.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО.

Презентация «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» Доклад на педагогическом.

Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Введение Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Лев Семенович.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений
Опубликовано: 22 октября 2018 в 20:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность детей как средство преодоления речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Вензель Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД