Получи документы

Сенсорное развитие детей раннего возраста, через дидактические игры

Лилия Зиятдинова Рашитовна
Сенсорное развитие детей раннего возраста, через дидактические игры

В статье раскрываются возможности дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Определяется понятие сенсорного развития, его особенности в раннем возрасте, а также рассматриваются особенности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста, через дидактические игры» размещена в разделах

Аннотация: В статье раскрываются возможности дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Определяется понятие сенсорного развития, его особенности в раннем возрасте, а также рассматриваются особенности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Ключевые слова: сенсорное, развитие, дидактические игры, ранний возраст, дети раннего возраста.

С первых дней своей жизни ребёнок начинает получать информацию о том пространстве, в котором он находится, с помощью различных анализаторов (зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных, кинестетических, эта информация перерабатывается с помощью психических процессов и с этого времени у него начинают формироваться представления об этом мире. Поэтому важность сенсорного воспитания трудно переоценить, особенно в первые месяцы жизни – сенсорный голод может не только затормозить развитие ребёнка, но и сделать дальнейшее развитие невозможным – так, например, если ребёнок в раннем возрасте не будет слышать человеческую речь, то он потеряет способность к развитию речи в дальнейшем, даже если его будут этому обучать, так как у него не будут развиты соответствующие зоны мозга, которые ответственны за речь (пример детей-Маугли). Однако, если отсутствие слуха или зрения компенсировать развитием и нагрузкой других анализаторов, с помощью которых у ребёнка может возникнуть речевая деятельность (например слепых детей учат читать пальцами, глухих – учат языку жестов, то такого недоразвития не случается. Это ещё раз доказывает, как важно в раннем возрасте развивать восприятие ребёнка, заниматься его сенсорным воспитанием.

Сенсорное развитие – это обучение ребёнка восприятию окружающего мира на основе той информации, которая приходит посредством его анализаторных систем в мозг, обучение обработке поступающей информации о свойствах окружающего мира – о пространственных отношениях, о временных изменениях окружающего пространства, о температурных условиях, о величине и размерах предметов, об их массе, объёме, форме, цвете – все эти представления у ребёнка формируются посредством чувственного восприятия и мыслительных процессов.

Сенсорному воспитанию уделяли в своих исследованиях большое значение такие психологи и педагоги, как Л. Венгер и Л. С. Выгодский, С. Рубинштейн и Д. Б. Эльконин, на важности сенсорного развития построена система воспитания Марии Монтессори, современные отечественные учёные так же считают сенсорное воспитание – основой всех мыслительных и психических процессов (А. Столяр, Леушина, Лисина, Белошистая и др.).

Отечественные психологи доказали, что мыслительные процессы и все психические новообразования формируются и развиваются особенно эффективно в ведущем виде деятельности. В дошкольном возрасте это предметно-манипулятивная деятельность (младенчество и ранний возраст, которая потом переходит в исследовательскую деятельность, и игровая деятельность (дошкольное детство). Поэтому важно для успешного формирования мыслительных процессов и развития ребёнка организовывать соответствующие условия для реализации этих видов деятельности – стимулировать предметно-манипулятивную, позже – исследовательскую и игровую виды деятельности.

Дидактическая игра является одним из эффективных средств сенсорного развития детей, так как педагог может направлять игру, определять игровой замысел соответственно развивающим задачам, ставить соответствующие цели для детей и устанавливать необходимые правила. Работа над ощущениями и восприятиями – достаточно рутинная и игровая ситуация привносит в эту работу эмоциональную составляющую и мотивацию.

Особенности работы с детьми в раннем возрасте по сенсорному развитию с помощью дидактических игр состоит в том, что необходимо учитывать не только индивидуальные особенности ребёнка, но и его психолого-педагогические особенности, обусловленные ранним возрастом.

Одна из особенностей – непроизвольное внимание. Следовательно, для того, чтобы игра стала действительно интересна ребёнку, то необходимо подбирать такие игры, чтоб 1) изучаемый признак предмета был для них значимым и 2) чтобы можно было реализовать практическую деятельность с ним. Т. е. использовать в процессе игры игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (кубики, пирамидки, пазлы, матрешки, конструкторы, доски Сегена и пр.).

Игры следует подбирать, основываясь на опыте детей, причём так, чтобы играя, они расширяли представления об окружающем мире.

Так же важно в этом процессе использовать такие общедидактические принципы как принцип доступности материала и принцип от простого к сложному.

При подборе и создании дидактических игр и заданий, направленных на сенсорное развитие, преследуются следующие цели:

1. формирование значимости сенсорного признака для детей,

2. формирование умений выделять сенсорный признак среди остальных,

3. формирование умений использовать знания о сенсорном признаке в разных ситуациях.

4. сформировать представления о каждом из сенсорных свойств.

5. формирование игровой мотивации деятельности детей.

Большими возможностями в процессе сенсорного развития обладают и специальные дидактические книжки-игрушки, которые должны появиться рядом с ребенком уже в первые месяцы его жизни (2).

Книжка – игрушка – уникальное по своей эффективности средство развития ребёнка. Книжка-игрушка может быть и покупной, а может быть сделана совместно с детьми и их родителями.

С помощью таких книжек-игрушек дети могут изучать цвета, развивать тактильные ощущения (страницы книги могут быть сделаны из разной ткани, формировать представления о форме, размерах, развивать кинестетические способности и пр.

Дидактические игры можно включать в различные режимные моменты: в ООД, в прогулку, в гимнастику, в физкультминутки, в самостоятельную деятельность, в творческую и продуктивную деятельности, поэтому задачи развития звукопроизношения могут решаться на протяжении всего времени пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации.

Особенностью дидактических игр в раннем возрасте состоит в том, что они должны быть интересны и значимы для ребёнка, и удовлетворять их потребность в предметной деятельности с объектами и предметами окружающего мира. Эти особенности дидактических игр являются основой сенсорного развития детей раннего возраста.

Приведём примеры нескольких дидактических игр и упражнений, которые использую в своей работе с детками группы раннего возраста.

1. Пальчиковая гимнастика. Она способствует повышению тактильной чувствительности. «Пальчиковая гимнастика» автор: Узорова О. В, Нефедова Е. А. И др.

2. Упражнения «Ищем клад». В кастрюльку кладем небольшие предметы (конфету, печеньку, ложечку, засыпает гречкой или другой крупой. Просим малыша опустить ручку в кастрюльку и найти нужный предмет.

3. Упражнение «Найди по описанию». В большую коробку кладутся предметы разные по форме, материалу. Малыш закрывает глаза, опускает руки в коробку, обследует предмет и по описанию достает предмет.

4. «Веселые клубочки». Здесь задание простое. Малыш разматывает и наматывает пряжу.

5. Игры из нетрадиционного материала: материал представляет возможности для тренировки мелких мышц кисти в развитии тактильных ощущений, носящий игровой характер.

Для развития у детей слухового восприятия, можно организовать такие дидактические игры с музыкальными игрушками, как «Что звучит?», «Найди», «Покажи» и др. Например, воспитатель играет на дудочке, барабане, гармошке. Потом дети должны закрыть глаза и воспитатель играет на одном инструменте, дети должны сказать, какой инструмент они услышали.

Так же можно организовать звуковые минутки – во время которых воспитатель предлагает прослушать детям запись шума дождя, шелеста листвы, шаги по траве, шорох бумаги, чириканье воробьёв и т. д. у детей – карточки с соответствующим изображением – дождь, воробышки и т. д. как только начинается звучание определённого звука, дети должны найти нужную карточку.

Для умения воспринимать ритм и темп музыки, можно организовать подвижную дидактическую игру – при убыстрении музыки дети убыстряют шаг, переходят на бег, при замедлении – замедляют и т. д.

В форме дидактической игры может проходить и артикуляционная, и дыхательная гимнастика, упражнения на развитие речеслухового анализатора – упражнения на фонематическое восприятие, слуховое внимание.

Например, на развитие слухового восприятия различных звуков – высоких, низких, глухих, громких можно использовать дидактические игры, как «Угадайка», «Высоко – низко», «Тихо-громко», «Нарисуй звук», «В гору, с горки», «Аленушка-ревушка», «Эхо».

Для того, чтобы привлечь внимание родителей к сенсорному развитию детей, можно изготовить совместно с родителями книжку–игрушку, сделанную своими руками. Для этого нужно продумать все странички книги, которые позволили бы детям не только рассматривать иллюстрации, но и сами побыть в роли персонажа и получить нужные сенсорные впечатления.

Первая страничка может быть «Обитатели цветочной поляны». На этой страничке дети знакомятся с цветом. Страничка зелёная – как трава на летнем лугу. На этой страничке можно поместить яркие, разноцветные, крупные цветы (крепятся на липучках, здесь же прикреплены 2-3 бабочки (пальчиковый театр). Рассматривая с ребёнком страничку, можно их познакомить с цветами, попросить найти цветы определённого цвета и формы, превратиться в бабочку (одеть на пальчик бабочку из пальчикового театра) и показать как она порхает с цветка на цветок, и садится на цветок того же цвета что и она сама. Так же на этой страничке можно формировать представления - один – много – много цветочков, одна бабочка.

Вторая страничка «Обитатели синего моря».Сама страничка яркого синего цвета. На страничке на липучках прикреплены разные рыбки, водоросли. По центру странички – осьминожек с детьми-осьминожками (пальчиковый театр). Перед тем как рассматривать эту страничку можно рекомендовать посмотреть вместе с детьми фрагмент мультфильма про осьминожек и прослушать песенку про то, как папы перепутали своих деток. После того, как просмотрели мультфильм и прослушали песенку, дети могул поиграть в пальчиковый театр с осьминожками, показать, как осьминожки перепутались у пап и они не могли их различить. Здесь так же формируем представление о цвете, размере – папа-осьминог – большой, дети-осьминожки – маленькие, а так же представление о количестве – один-много.

Третья страничка – «Праздник воздушных шариков».На эту страничку можно прикрепить разноцветные воздушные шарики на пуговичках. Дети могут потренироваться и отстегнуть шарик от пуговички, потом снова его прикрепить. Перед рассматриванием странички дети знакомятся со стихотворением «Воздушный шар». После того, как стишок прочитан, дети могут поиграть в шарики – назвать, какого они цвета, показать или открепить шарик определённого цвета и пр. все это влияет на развитие речи ребёнка, на развитие мелкой и крупной моторики рук, формирует познавательный интерес, способствует сенсорному развитию.

Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством формирования и закрепления представлений о предметах и окружающем мире. Рутинная работа превращается в интересную, увлекательную игру, а если её ещё организовать в виде коллективной, парной или групповой игры, то её эффективность увеличится.

Сенсорное развитие детей раннего возраста будет проходить более эффективно, если в работе воспитателей ДОО реализовать следующие организационно-педагогические условия:

- создать соответствующую предметно-пространственную среду, которая будет стимулировать механизм восприятия ребёнка окружающего пространства разными анализаторами (зрительным, тактильным, слуховым, кинестетическим, вкусовым, обонятельным) и формировать у него соответствующие представления о пространстве,

- разработать или подобрать картотеку дидактических игр, которые направлены на сенсорное развитие детей раннего возраста,

- при использовании дидактических игр в сенсорном воспитании будут соблюдаться основные дидактические принципы – от простого к сложному, доступность материала, эмоциональность и пр. ,

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогического просвещение родителей в области сенсорного развития детей раннего возраста.

Список литературы.

Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. - М. : Владос,- 2017.

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М. : Просвещение, 2018.

Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. – М. : Мозаика-Синтез, 2017

Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2018

Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. ; Мозаика-Синтез, 2019.

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста, через дидактические игры
Опубликовано: 11 сентября 2023 в 00:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста, через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Зиятдинова Рашитовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД