МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» (3 фото)

Юлия Гацина
Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»

Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»

В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки общения дошкольников с окружающими людьми. Эта задача достигается формированием у детей монологической и диалогической речи.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет быть средством общения.

Публикация «Опыт работы „Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребёнку она присуща ещё в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений

Зачастую при наблюдении в учебно – воспитательной работе с детьми в ДОУ заметно, что беседы с детьми планируются и осуществляются не систематически, говорит в беседе преимущественно воспитатель, а речевая нагрузка детей мала. Детей на занятиях не учат задавать вопросы, формулировать развёрнутые, грамотные ответы. Недостаточно используются игровые ситуации и упражнения на развитие способностей к коммуникации. Занятость родителей, в ряде случаев, их педагогическая безграмотность также не способствует развитию диалогических умений у детей. В итоге дети, пришедшие в школу из детских садов, не умеют строить диалог самостоятельно, имеют недостаточную речевую активность. Поэтому работа по развитию диалога у детей является актуальной, важной и целесообразной.

В младшем дошкольном возрасте речь ребёнка стремительно развивается. Но это развитие происходит только под влиянием взрослого. Поэтому важно, чтобы ребёнка окружали люди, умеющие говорить правильно. Развитие диалога неразрывно связано с другим видом связной речи – монологической, а также с развитием всех компонентов устной речи, практическим овладением нормами речи. Такими как: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования интереса и потребности в чтении. Развитие связной диалогической речи детей в нашей Менделеевской школе - саду происходит как во время непосредственной образовательной деятельности, так и вне её в любое удобное время ; общение воспитателя с детьми может проходить фронтально, по подгруппам и индивидуально.

В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы развитие диалогической речи включается в образовательную деятельность «Коммуникация» направления «Познавательно – речевое развитие». В образовательных задачах программы не делается сильный акцент на обучение связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Это связано с возрастными, анатомическими, психологическими, умственными особенностями развития младших дошкольников.

Программа рекомендует начинать целенаправленное обучение диалогу, начиная со старшей возрастной группы (5 лет, а раннее, младшее и среднее дошкольное детство является подготовительным этапом для этого.

Но ребёнок, родившись, своим криком, первым вступает в диалог с окружающими. Являясь существом социальным, ребёнок с первых дней жизни начинает общаться. Это общение выражается как невербальным (мимика, жесты, так и вербальным (голосовым, речевым) способом. Взрослый помогает этой речи формироваться и развиваться.

В работе по обучению связной речи детей второй младшей группы мной как педагогом ставятся следующие задачи:

Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом : слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Предоставлять условия для общения детей друг с другом, поощрять это общение.

Развитие диалога неотрывно связано с развитием памяти, мышления, воображения ребёнка. Педагоги Менделеевской начальной школы – детского сада применяют в работе разнообразные упражнения, задания и игры на развитие этих качеств, что благотворно сказывается и на развитии всех речевых функций.

Для осуществления этих задач в работе с детьми мною используются следующие методы обучения диалогической речи :

1. Разговор (неподготовленный диалог)

При проведении разговоров с самого начала необходимо расположить к себе ребёнка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр. В моей работе я начинаю разговор только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет неуместным. Разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу. Важно, чтобы внимание к одному ребёнку не отвлекало педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют. Я стараюсь говорить так, чтобы у ребёнка осталось удовлетворение от того, что его выслушали. Необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.

Содержанием разговоров служит жизнь в детском саду и дома, игры и развлечения детей, уход за животными и растениями, поступки детей, книги, мультфильмы, фильмы и т. д.

2. Беседа (подготовленный диалог)

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. Беседа учит детей логически мыслить. Помогает постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. Мы беседуем с детьми, рассматривая иллюстрации книг, предметы, игрушки, наблюдая за природными явлениями и объектами живой и неживой природы, а также о жизненных и бытовых ситуациях, которые близки ребёнку.

В нашей группе созданы благоприятные условия совместного рассматривания картин, подготавливающие детей к пересказу и активизирующие инициативную речь.

Фото «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»

В завязке беседы по картине я использую фразы, заключающие в себя моё эмоциональное отношение к изображаемому. Я ввожу в рассказ вопросительные и восклицательные предложения, прямую речь. Сюжет рассказа по картине выстраивается в строгой последовательности, чтобы одно высказывание дополняло и продолжало другое.

3. Чтение литературных произведений

Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. Педагоги нашего образовательного учреждения включают в программу русский и зарубежный фольклор: песенки, потешки, сказки. Мы читаем авторские произведения, содержащие диалоги. Такие как рассказы В. Сутеева «Утёнок и цыплёнок», «Кто сказал «мяу»?», «Кораблик»; Я. Тайца «Ага», «Кубик на кубик» и др.

4. Словесные поручения

Ребёнку даётся поручение убрать на место книги, игрушки, помочь товарищу в одевании, показать новому ребёнку игрушки и т. д. Нужно попросить ребёнка повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и её лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь мы используем также игры в поручения «Матрёшка иди вверх – вниз», «Попроси мишку…» и др. Поручения должны содержать одно – два действия.

5. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов

Они направлены на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации.

Например, я предлагаю ребё нку ситуацию: «Ты пришёл утром в детский сад. Что ты скажешь ребятам и воспитателю?», «Звонит телефон, ты берёшь трубку, что ты будешь говорить? и др.

6. Разнообразные игры

Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и т. д. В нашей группе используются такие игры как «Магазин», «Путешествия», «Семья», «Парикмахерская» и другие.

Играя с детьми в группе в словесные дидактические игры, мы закрепляем усвоенные детьми речевые навыки, развивая быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр, которые мы используем в своей работе : «Согласен – не согласен», «Добавь словечко», «Один - много», «Скажи иначе», «Продолжи фразу», «Когда это бывает?», «Правильно – не правильно», «Кто как кричит», «Что изменилось?», различные загадки и др. Игры проводятся с опорой на наглядность и без неё.

Дети нашей второй младшей группы очень любят различные подвижные игры, содержащие диалоги : «Коршун», «Гуси – гуси», «Краски», «Вороны и собачка», «Такой листок, беги ко мне», «Будут на зиму дрова», «Кто у нас хороший?», «У медведя во бору» и др. Они способствуют приучению детей к очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

Пальчиковые игры, хороводные игры со словом также способствуют активизации диалогической речи.

Опыт работы - фото

Игры - инсценировки и игры – драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст мы инсценируем разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Инсценируются потешки «Похвалялася лиса», «Ножки вы ножки», песенки зарубежного фольклора «Сапожник», «Яблоня, яблоня», отрывки из авторской поэзии и другие произведения. Игры – инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнёрами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

Все эти методы и приёмы успешно используются мной в работе с детьми второй младшей группы и направлены на формирование у детей следующих речевых умений, необходимых в диалоге :

- узнавать, называть, описывать предметы и явления (игра «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек»)

- задавать вопросы и отвечать на них (рассматривание сюжетных картин, игрушек, предметов; наблюдения)

- соотносить разные части речи друг с другом, употребляя правильно числа, роды и падежи слов (игра «Один – много», «Добавь словечко»)

- находить ошибки в описании и повествовании и исправлять их

(речевая ситуация «Так - правильно, так – неправильно»)

- развивать актёрские способности, свободно общаться со взрослыми и сверстниками (игры – инсценировки, драматизации)

- быть вежливыми, дружелюбными, уметь выслушивать собеседника.

Педагогам и детям нужно помнить, что «общение предполагает диалог, а его отсутствие – только монолог». (Виктор Груценко)

Публикации по теме:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности». Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность Развитие связной речи является.

Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках»Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках» Эта тема выбрана мной не случайно. Актуальность темы: Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки» Обобщение опыта работы Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки В настоящее время мы переходим к.

Опыт работы «Использование мнемотаблиц для развития речи детей младшего и дошкольного возраста» Анализируя результаты реальной ситуации в речевом развитии современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию: -Ограниченность.

Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Опыт работы по развитию связной образной речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Фомина Н. А. Одним из основных показателей.

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» ВВЕДЕНИЕ Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение.

Опыт работы. Развитие речи младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. К конкурсу «Воспитатель года -2018» Информационный лист 1. Воробьева Лариса Витальевна 2.13.08.1994г 3. Высшее. Московский гуманитарный университет им. Шолохова 2008г. 4. Соответствие.

Проект «Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Проект на тему: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста". Воспитатель: Юлдашева.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая речь – важный показатель общего развития ребенка Автор: Уткина Ирина Александровна Организация: ГБДОУ д/с № 5 Населенный.

Опыт работы «Развитие моторики у детей младшего возраста»Опыт работы «Развитие моторики у детей младшего возраста» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом моей работы по развитию у детей мелкой моторики рук у детей 2-4 лет. Организм ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 21:52
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гацина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД