МААМ-картинки

Книжные иллюстрации как средство развития связной речи у старших дошкольников

Наиля Хозина
Книжные иллюстрации как средство развития связной речи у старших дошкольников

Статья

«Книжные иллюстрации как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Автор: Хозина Наиля Халилевна

Должность: воспитатель

Место работы :ГДОУ ЦРР- детский сад № 89 Красногвардейский район г. Санкт-Петербург.

Публикация «Книжные иллюстрации как средство развития связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь — это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержании. Речь может быть несвязной по двум причинам : либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей :

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:

- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной,

- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д. ,

- ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п. ,

- организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством иллюстраций.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.

К. Д. Ушинский считал иллюстрацию в детской книге одним из важнейших средств воспитания и обучения детей и выдвигал перед иллюстраторами требование органически сочетать познавательное начало в детской книге с началом художественным.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М. М. Алексеева, А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Г. М. Лямина, О. С. Ушакова, К. И. Чуковский, Д. Б. Эльконин, В. И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А. М. Леушина, А. М. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).

Иллюстрациям, как условию речевого развития, должно быть отведено почетное место с первых лет жизни ребенка. Картины расширяют возможности непосредственного наблюдения. Представления и образы, вызываемые ими, несомненно, менее яркие, чем те, что предоставляет реальная жизнь, но, во всяком случае, они однозначно более яркие и определенные, чем образы, возникающие при голом слове. Нет никакой возможности видеть жизнь собственными глазами во всех ее проявлениях. Поэтому значение картин так велико, и они так ценны.

Художественная иллюстрация - главный элемент детской книги, определяющий, во многом, ее художественную ценность, возможности применения ее в процессе эстетического развития, характер эмоционального воздействия. Книжная иллюстрация углубляет восприятие литературного произведения, помогает ребенку в познании мира, эстетических идеалов, освоении нравственных ценностей. Процесс выбора дошкольником книги для чтения начинается с иллюстрации. Она способствует пониманию литературного текста, формирует понятие его темы, персонажей, идеи, включает в себя оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает ребенку почувствовать литературный мир, познакомиться и подружиться с его персонажами, полюбить их. Жизненный опыт ребенка невелик, и поэтому ему сложнее представить в своем воображении, о чем говорит писатель. Ребенку необходимо поверить, увидеть.

Для дошкольников книжная иллюстрация особенно важна. Книга начинается с иллюстраций, что является стимулом для ребенка освоения начальных навыков чтения, а далее для их совершенствования. Благодаря высококачественной иллюстрации, которая учитывает особенности восприятия детей дошкольников, возникает интерес к чтению и книге.

Главным в понимании содержания действия на рисунке для детей 3-4 лет является предмет, с которым человек совершает действие, а для детей 5-7 лет - поза изображённого человека и различные композиционные приёмы передачи движения. Перспективно уменьшенные на рисунке предметы младшие дошкольники воспринимают маленькими в действительности и только к 5-6 годам начинают понимать уменьшение удалённого предмета (ближе - дальше).

Иллюстрация является художественным средством, помогающим полнее воспринимать литературный образ, благодаря умению художника наглядно, выразительно, доступно, эмоционально передать идею произведения. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально.

Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.

Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Формирование связной речи в совместной деятельности с использованием книжной иллюстрации должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы воспринимаются детьми эмоционально положительно, пробуждают их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются источником развития детской речи.

Решая первую задачу, определили сущность понятия связная речь. В ходе изучения теоретических аспектов развития связной речи у детей 5-7 лет были раскрыты понятие и сущность связной речи, а также её формы. Так, связная речь это такая речь, которая отражает все существенные стороны собственного содержания. Основная, коммуникативная функция связной речи может осуществляться в двух основных видах – диалоге и монологе

В подготовительной группе ребенок должен не только уметь пользоваться связной речью, но и знать ее строение. В 6-7 лет развитие связной речи у детей достигает высокого уровня: ребенок владеет контекстной монологической речью, составляет разные виды рассказов: описательные, сюжетные творческие, может пересказывать художественные произведения, по плану воспитателя и самостоятельно составляет рассказы, рассказывает о событиях из жизни, по смыслу иллюстрации, художественного произведения. Художественная иллюстрация является важнейшим элементом книги для детей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в освоении эстетических идеалов, нравственных ценностей, познании мира, усиливает восприятие литературного текста, формирует представление об идее, теме, персонажах.

К основным задачам относят: обучение детей рассматриванию иллюстраций, формирование умения замечать в ней самое главное, а также постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи. Содержание работы состоит в проведении совместной деятельности по ознакомлению детей с иллюстрациями. Совместная деятельность может проводиться разнообразно, и включать: рассматривание иллюстрации по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога, самостоятельное составление рассказа по иллюстрации.

Необходимо учить их смотреть на книжную иллюстрацию и видеть предмет или сюжет, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь : умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) развитие речи занимает ведущую роль. Одной из трех важнейшей задачей является развитие связной речи, в старшем дошкольном возрасте, она как никогда ярко выражена.

Книжная иллюстрация подводит детей к углубленному восприятию содержания текста. При этом большое значение имеют вопросы воспитателя, которые устанавливают связь между прослушанным текстом и содержанием картины.

Большое значение следует предать повторному рассматриванию иллюстраций : знакомое произведение пробуждает активные высказывания; в нем замечаются детали незамеченные в первый раз. Беседы с ребенком нацелены на более глубокое понимание картины: ребенок не только рассказывает о том, что нарисовано, но и как нарисовано.

Таким образом, можно сделать вывод, что связная речь – это речь, отражающая все важные стороны своего содержания. Коммуникативная является основной функцией связной речи, которая осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалогическая речь это развернутый, организованный вид речи. Монологическая речь побуждается внутренними мотивами, ее содержание и языковые средства выражения подбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами. Развитие этих видов связной речи играет главную роль в процессе речевого развития дошкольника и занимает первое место в общей системе по развитию речи в дошкольной организации.

В развитии связной речи детей рассматривание книжных иллюстраций – это метод, который широко используется. А иллюстрация – это рисунок, который образно раскрывает литературный текст, соответствующий стилю и содержанию литературного произведения и, вместе с тем, украшающий книгу, дополняя ее декоративный строй.

Главным средством художественного искусства иллюстрации для дошкольников является образное реалистическое раскрытие явлений жизни и идей литературы, смысла всего того, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Для ознакомления детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, разрабатывается педагогическое руководство, которое значительно повышает уровень художественно-эстетического восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать книжные иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Кроме речевого развития, книжная иллюстрация формирует эстетические чувства, развивает воображение и собственное творчество детей.

Иллюстрация в детской книге развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, способствует развитию речи. При помощи иллюстраций к литературному тексту возможно решение всех задач обучения родному языку и развитию речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития подготовительной к школе группы можно и нужно использовать материал творчества.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Книжные иллюстрации как средство развития связной речи у старших дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 21:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Книжные иллюстрации как средство развития связной речи у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Хозина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД