Папки-передвижки

Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников, реализуемые через знакомство с природой

Галина Щербакова
Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников, реализуемые через знакомство с природой

Продолжаю консультации на тему "Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников".

Работу, направленную на ознакомление детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, целесообразно строить с помощью схематических изображений, так называемых опорных схем, таблиц и планов. Такой подход позволит научить дошкольников составлять описательные рассказы на основании тех задач, которые ставились в познавательном задании. Кроме того, опорные схемы, таблицы и планы помогают ребенку усвоить и в дальнейшем применять простые символьные формы, применяемые для условного обозначения объектов, в процессе выполнения поставленной задачи — составлении описательных рассказов о том или ином объекте или явлении.

Публикация «Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников, реализуемые через знакомство с природой» размещена в разделах

Важную роль в этом играет то, насколько точно дошкольники подмечают и выделяют основные свойства объектов и явлений, а также насколько правильно они объясняют те или иные природные закономерности.

Наглядное моделирование в данном случае является тем необходимым средством, которое позволяет приводить в определенный порядок разрозненные представления и впечатления, а также учит анализу, выделению существенного, наблюдательности и любознательности.

Начинать использование карт-схем и символов целесообразно с обучения составлению описательных рассказов о фруктах и овощах, об одежде или посуде, о временах года. Для начала ребенку можно предложить при составлении рассказа передвигать карточку с описываемым предметом от одного пункта к другому. Такой прием облегчает выполнение задания, поскольку ребенку проще описывать предмет, когда перед его глазами имеется нужный пункт карты-схемы с описываемым предметом. После того, как дошкольники освоят данное упражнение, педагог может усложнить познавательную задачу, отделив карточку от карты-схемы: пусть ребенок держит в своих руках карточку с описываемым предметом, а свое повествование строит, опираясь на символы карты-схемы, которую ему будет демонстрировать педагог.

Работу с картами-схемами можно использовать и для развития у ребенка воображения. Но вместо составления рассказа о каком-то реальном предмете, в качестве главного персонажа можно использовать вымышленное животное.

Переходя на более сложный уровень развития познавательный интересов, можно предложить ребенку выполнить задания, в которых используется усложненная символика, например, шифры, за которыми будут скрываться домашние или дикие животные, хищные или травоядные животные, овощи или фрукты. Чтобы дети справились с этим заданием, для начала они должны совместно выделить свойства и признаки конкретного объекта или явления, а затем зашифровать их с помощью понятных для них, несложных символьных обозначений.

По завершению этого этапа следует предложить детям конкретные познавательные задания. В качестве основы можно использовать следующие варианты:

1. Педагог поручает одному из детей выбрать животного, которого затем следует зашифровать. После этого ребенок должен выбрать карточки-символы, которые будут описывать характерные признаки этого животного. Затем этот дошкольник показывает данные карточки-символы другим детям, а они, в свою очередь, должны отгадать, какое животное зашифровано в них.

2. Ситуация аналогична описанному выше методу, однако теперь выбор животного и зашифровка его признаков с помощью карточек-символов осуществляется группой детей, а отгадать зашифрованное животное должен ребенок, которого предварительно назначит педагог.

3. Педагог называет или показывает детям конкретный объект, после чего выкладывает карточки-символы, описывающие его признаки, но при этом сознательно допускает ошибку. Перед детьми ставится задача исправить эту ошибку и объяснить данное противоречие.

4. Педагог называет детям признаки объекта или явления (без использования карт-схем, и дети на основании этого должны сказать, какой объект или явление зашифровал воспитатель.

В процессе формирования, развития и укрепления познавательных интересов у дошкольника посредством постановки задач о явлениях и закономерностях, действующих в природе, педагогу следует помнить и об уточнении закрепления знаний о сезонных изменениях, которые происходят в жизни животных и растений в разные периоды года. Для решения этой задачи дошкольникам можно предложить упражнения следующих типов:

«Как это бывает». Педагог показывает детям схематичные изображения изменений, происходящих в природе в разные времена года. Дети, в свою очередь, опираясь на предложенные схемы, должны назвать сезон.

«Рассели жителей». Педагог сообщает детям, что художник нарисовал домик для каждого времени года, но запутался и теперь не может расселить их правильно. Затем воспитатель предлагает детям помочь художнику.

Публикации по теме:

Дидактические игры по экологии для детей среднего дошкольного возраста В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой.

Лексические темы. Старшая группа месяц Нед. Лексическая тема IX 1 Вот и лето прошло 2 Детский сад. Игрушки. 3 овощи 4 Фрукты. Ягоды. X 1 Осень. Явления живой и неживой природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников, реализуемые через знакомство с природой
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 18:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства и методы развития познавательных интересов у дошкольников, реализуемые через знакомство с природой» (включая файлы) размещена пользователем Галина Щербакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД