Папки-передвижки

Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Наталья Ончукова
Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в раннем возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Публикация «Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» размещена в разделах

Социальная адаптация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации закладываются именно в детстве.

Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными.

Социальная ситуация развития ребенка в условиях центра помощи детям связана с отсутствием родительской опеки, позитивных межличностных отношений, нормального общения, любви, заботы и т. д. Такие условия жизни обусловливают нарушение психологического пространства ребенка, его эмоциональной, мотивационной, волевой и поведенческой сфер, деструктивно влияют на развитие его личности, искажают представление о себе и других людях, затрудняют адекватное понимание детского и взрослого мира, осознание собственного Я.

Дети раннего возраста, находящиеся на попечении центра помощи детям, находятся в искусственно благополучных условиях. В условиях разновозрастной группы дети ограничены в общении со сверстниками. Постоянно сменяющийся обслуживающий детей персонал приводит к недоразвитости связи между ребенком и значимым взрослым. Своеобразная закрытость социального учреждения, ограниченность социальных связей детей, оставшихся без попечения родителей, ограниченность сферы реализации ими социальных норм и социального опыта создают трудности для адекватного социального развития.

Проблема социализации детей, находящихся в центре помощи детям, становится одной из приоритетных в современных психолого-педагогических исследованиях.

По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Как отмечают исследователи в области социальной работы, дети, оставшиеся без попечения родителей характеризуются особым протеканием процесса социализации :

• у детей, оставшимся без попечения родителей, либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо опыт носит негативный асоциальный характер;

• отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

• нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

• жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в учреждениях интернатного типа, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально - ролевых отношений;

• частое отсутствие общения со сверстниками в разновозрастной группе.

В связи с этим немаловажной проблемой является изучение особенностей социальной адаптации детей, воспитывающихся в условиях центра помощи детям.

В ходе исследовательской работы по вопросам социальной адаптации воспитанников раннего возраста Центра помощи детям было выявлено следующее: эмоциональное состояние детей нестабильно: новый раздражитель влечет к отрицательным эмоциональным реакциям; однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации; нередко отмечается задержка в развитии; уровень сформированности навыков самообслуживания невысок; уровень проявления самостоятельности низкий; отрицательные проявления социальных форм поведения воспитанников превышают положительные.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. Необходимо создание психолого-педагогических условий для успешной социальной адаптации воспитанников раннего возраста посредством психолого-педагогического сопровождения в деятельности сотрудников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Поэтому необходимо объединение усилий всех участников педагогического процесса, причастных к адаптации ребенка в ЦПД.

Считаем, что работу необходимо проводить как с воспитанниками, так и с сотрудниками, осуществляющих воспитание, развитие и уход за детьми.

Работа с детьми должна быть направлена на:

1. Стабилизация эмоционального состояния детей.

2. Установление продуктивных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

3. Развитие у детей познавательной активности.

4. Формирование навыков самообслуживания.

Подразумевается работа как групповая, так и индивидуальная, используя словесные, наглядные, игровые методы.

Групповая работа направлена на развитие эмоциональной сферы воспитанников, включающее в себя стабилизацию эмоционального состояния, формирование социальных форм поведения, активность в различных видах деятельности.

Индивидуальная работа направлена на формирование навыков самообслуживания, развитие крупной моторики воспитанников выстраивается на каждого ребенка исходя из результатов диагностики.

Несмотря на то, что проблема не нова и у педагогов, специалистов ЦПД имеется свой опыт помощи воспитанникам к вхождению в коллектив, имеет смысл разработка конкретных действий в период адаптации воспитанников. Эти действия подразумевают слаженность коллектива, умения проявлять гибкость в сложных ситуациях, сохранение положительного эмоционального состояния воспитанников, а также предотвращения профессионального выгорания сотрудников ЦПД.

Работа с сотрудниками направлена на:

1. Повышения уровня компетентности сотрудников Центра.

2. Стабилизацию эмоционального состояния сотрудников и воспитанников Центра.

3. Активность в различных видах деятельности.

В работе с сотрудниками используется следующие формы: диагностика эмоционального состояния сотрудников, консультации, практические занятия, мастер-классы, тренинги.

Условия реализации психолого-педагогического сопровождения:

• Четкое представление целей и постановка задач.

• Конкретное планирование деятельности.

• Материально-техническое обеспечение.

• Систематическое проведение занятий.

Социальная эффективность :

Для сотрудников, специалистов: личностный рост, профессиональный рост, сформированная профессиональная компетентность по вопросам социальной адаптации воспитанников ЦПД, способность оказать взаимопомощь.

Для учреждения: в результате реализации проекта учреждение получает компетентных сотрудников по вопросам социальной адаптации воспитанников ЦПД, а также получает сплоченный заинтересованный в своей деятельности коллектив.

Для воспитанников : успешная социальная адаптация воспитанников ЦПД.

Главным условием развития ребенка является создание жизнерадостной обстановки вокруг него. Коллектив ЦПД играет огромную, важную роль в воспитании детей. Поэтому важна слаженность коллектива, необходимо умение проявлять гибкость в сложных ситуациях, сохранять положительное эмоциональное состояния как свое, так и воспитанников, а также предотвращать профессиональное выгорание сотрудников.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Час здоровья в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух! Здоровье – это красота! Здоровье – это сила! Здоровье – это выносливость! Здоровье – это.

Фотоотчет о посещении краеведческого музея воспитанниками центра помощи семье и детямФотоотчет о посещении краеведческого музея воспитанниками центра помощи семье и детям Весенние каникулы - замечательное время, шанс для ребенка отдохнуть после самой длинной и трудной третьей четверти, набраться сил для.

Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад»Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад» Дорогие друзья, доброе время суток! Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт.

Фотоотчет о творческой деятельности воспитанников центра помощи семье и детям «Осенние фантазии»Фотоотчет о творческой деятельности воспитанников центра помощи семье и детям «Осенние фантазии» Дорогие друзья, доброе время суток! Осень - удивительно красивое, самое живописное время года! Осень любит желтые, красные, оранжевые.

Календарно-тематический план воспитателя центра помощи семье и детям КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН воспитателя ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" на 2015-2016 г. г. С е н т.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Видео-круиз «Любовью дорожить умейте» для воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Цель: Формирование у воспитанников гармонии чувств и красоты человеческих отношений. Задачи: 1. Помочь детям понять, что любовь — основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Опубликовано: 14 апреля 2023 в 18:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная адаптация воспитанников раннего возраста Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ончукова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД