Папки-передвижки

Система работы ДОО по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Марина Лапина
Система работы ДОО по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время на уровне государства уделяется большое внимание финансовой культуре граждан Российской Федерации, в том числе формированию предпосылок финансовой грамотности детей. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028, ознакомление детей с элементарными экономическими знаниями, формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности выделяется в качестве одной из основных задач в области социально-коммуникативного развития.

Публикация «Система работы ДОО по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Финансовая грамотность подразумевает способность эффективно распоряжаться и управлять своими денежными средствами, рационально их тратить, контролировать и накапливать, а также хорошо ориентироваться в мире товарно-денежных отношений и банковских услуг, отличать стоящие предложения от мошеннических и т. д. В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому экономическое воспитание необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Это подтверждают исследования Т. В. Дробышевой, О. В. Дыбиной, Е. А. Курак, А. А. Смоленцевой, А. Д. Шатовой.

В МБДОУ «Детский сад № 52» в течение последних трех лет выстроена модель формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя пять компонентов:

- повышение профессиональной компетентности педагогов в области экономического воспитания;

- непосредственное взаимодействие с детьми;

- инновационная деятельность ДОО по поиску и совершенствованию форм, методов и средств экономического воспитания;

- совершенствование образовательной среды, способствующей проявлению познавательной инициативы детей к экономической стороне жизни общества;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) вопросах экономического воспитания.

Одним из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в том числе и по формированию предпосылок финансовой грамотности, является развитие профессиональной компетентности воспитателя. Оно организуется посредством методического сопровождения.

Кроме того, повышению кадрового потенциала способствует участие учреждения в обмене опытом в рамках пятистороннего соглашения о сотрудничестве в области формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста с МБДОУ «Детский сад № 343» Приокского района г. Нижнего Новгорода, МБДОУ «Детский сад № 27» г. Балахны, МБДОУ «Детский сад №28» г. Арзамас.

Сформированные компетенции педагоги применяют в процессе взаимодействия с воспитанниками. Формирование предпосылок финансовой грамотности осуществляется в форме :

- игровой деятельности (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая и др.);

- общении со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно- деловое);

- познавательно-исследовательской деятельности.

Используются наглядные методы обучения: наблюдения; рассматривание иллюстраций, картин; экскурсии, целевые прогулки; разыгрывание педагогом ситуаций; просмотр мультфильмов; просмотр презентаций. Словесные методы: чтение художественной литературы; беседы; обсуждение; рассказывание; ситуативный разговор; речевая ситуация; встречи-беседы с людьми разных профессий (в том числе онлайн). Практические методы: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; театрализованные игры; игра-драматизация; режиссёрская игра; игры с правилами социального содержания; участие в проектах; проблемные ситуации; коллекционирование; создание макетов; изготовление предметов для игр; мастерская по ремонту.

Одним из показателей успешности экономического воспитания является проявление детьми познавательной инициативы к экономической стороне жизни общества. Этому способствует обогащение развивающей предметно-пространственной среды и привлечение детей к ее наполнению. Элементами образовательно среды выступают: тематические альбомы («Разные банки», «Реклама», «Предприятия нашего города», «Портреты русских меценатов»); коллекции («Деньги России», «Деньги разных стран», «Материалы», «Упаковка»); дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты); дидактические игры с экономическим содержанием; рекламные образцы; детские рисунки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр экономической направленности (ширмы, банкомат, касса, прилавок, художественная литература, анимационные и видеофильмы, интерактивные игры, макеты и т. д.

Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста невозможно без участия семьи. А. Д. Шатова отмечает: «Безусловно, семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты. Достаток и его отсутствие. От того, какое настроение в семье у родителей (оптимистичное, вера в то, что всё можно решить, умение объяснить, внушить ребёнку, что есть трудности, но они временные, зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи».

Для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие с семьями воспитанников по экономическому воспитанию, педагоги используют различные формы работы. Традиционно воспитатели готовят консультации, презентации, наглядно-информационные материалы, открытые занятия, совместные мероприятия. Однако наибольший интерес у родителей (законных представителей) вызывают активные формы взаимодействия со своим ребенком.

Большой отклик у семей воспитанников находят различные продуктивные формы деятельности – создание рисунков, коллажей, поделок, домашних энциклопедий, коллекционных альбомов, лэпбуков, настольных игр, книжек-малышек, макетов, схем, презентаций, фотоальбомов и т. д. Темы могут быть различными – «Труд людей в поле», «Труд людей на фабрике», «Что из чего?», «Реклама товара», «Ведение домашнего хозяйства», «Места торговли», «Как работают банки, «Ярмарка» и т. д.

Одной из перспективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих решению задач экономического воспитания, является маршрут выходного дня. Маршрут выходного дня – разновидность экскурсии, особая форма взаимодействия детей и взрослых, позволяющая изучать конкретные объекты или явления окружающего мира. Основу маршрута выходного дня составляет заранее определенная траектория движения или набор заданий, необходимых для выполнения. Задания определяются педагогом и вносятся в маршрутный лист. В качестве маршрутов выходного дня можно выбрать посещение продуктового или хозяйственного магазинов, фермерского рынка, торгового центра, аптеки, отделения почты, банка и т. д.

Также родители (законные представители) могут отправиться на экскурсию с детьми по своему усмотрению и применить любые формы фиксации своих наблюдений. Взрослые с детьми могут посетить свое рабочее место, отправиться на мастер-классы, которые всё чаще организуют предприятия (кондитерская фабрика, фабрика новогодних игрушек, пиццерии, хлебзавод, сдать вторсырье в пункты переработки.

Помимо экскурсий, для детей и их родителей (законных представителей) можно подготовить мультимедийные игры экономического содержания. Данные игры можно конструировать с помощью сервера LearningApps. Доступ к мультимедийным играм может осуществляться с домашнего компьютера. На платформе LearningApps можно создавать различные типы заданий.

Картинки для игр педагог может подобрать самостоятельно или воспользоваться иллюстрациями из коллекции, существующей на платформе. Как правило, дети с удовольствием играют в компьютерные игры.

Опрос родителей воспитанников старшего дошкольного возраста показал, что все дети смотрят телевизионные программы, около 60 % - подписаны на каналы в сети Интернет и регулярно просматривают блоги, которые ведут дети, в том числе и их сверстники. Таким образом, на развитие современных детей огромное влияние оказывает медиасреда. В связи с этим, представляются большие возможности использования телевидения для развития ребенка, в том числе и для развития предпосылок финансовой грамотности. Детская тележурналистика выгодно отличается от традиционных форм образовательно-воспитательного процесса атмосферой самодеятельности и творчества, наглядностью результатов выполняемой деятельности, возможностью реализовать творческие потребности, общей увлеченностью и доброжелательностью и т. д.

Задача родителей – помочь записать видеосюжет. Семья самостоятельно выбирает тему сюжета, связанную с экономическими реалиями – рациональное ведение хозяйства, производство товаров и услуг, реклама, банковские продукты и т. д. В качестве примеров продуктов домашних киностудий можно привести сюжеты «Секреты производства пластиковых окон», «Делаем пиццу сами», «Как безопасно снять деньги с банковской карты», «Советы по ведению домашнего хозяйства». Побывав на производстве, дети расширяют представления о том, что для любого продукта требуется сырье, чем большей обработке подвергается сырье, тем дороже его стоимость, приобретают знания о профессиях и трудовых функциях. Произведя дома продукт питания (пиццу, котлеты, пельмени, старшие дошкольники делают вывод о том, что производить конечный продукт самому гораздо дешевле, чем купить полуфабрикат. Готовя сюжет, как сэкономить семейный бюджет, дети обращают внимание, что можно собирать дары леса – грибы и ягоды, за которые не нужно платить. Сюжеты о финансовой безопасности способствуют закреплению знаний о том, что нельзя никому сообщать данные своих карт и счетов, что деньги лучше хранить в банке.

Результаты педагогической диагностики сформированности предпосылок финансовой грамотности в районе 87 % у воспитанников групп старшего возраста свидетельствуют об эффективности пятикомпонентной модели экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, разработанной коллективом МБДОУ «Детский сад № 52».

Источники:

1. Зиновенко О. А., Егорова Ж. С. К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2017 С. 106-109. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11636/, свободный.

2. Примерная парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» – М., 2018;

3. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Методическое пособие. – М. : Вентана-граф, 2018. – 174 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Фотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста Фотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста. Видео-визитка:.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы ДОО по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 01:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД