Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада»

Оксана Литвинова
Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада»

-Добрый вечер, уважаемые родители!

Когда мы работаем на занятиях с детьми раннего возраста, то используем следующий прием: приветствуем друг друга хлопками, вот так (пример).

Предлагаю нам всем вместе поздороваться также (упр. "Приветствие")

Сегодня мы поговорим о психологической помощи ребенку в период адаптации к условиям детского сада. Что такое социальная адаптация?

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада“» размещена в разделах

Любая адаптация – это сложный процесс приспособления организма к новым условиям существования.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: новые стены, обстановка, чужие люди- взрослые и дети.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением познавательной, речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида:

Тяжелая адаптация может длиться до 6 месяцев. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение дневного и ночного сна, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы, нарушения стула и мочеиспускания. Кроме того, малыш очень часто болеет - более 3х раз, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Ребенок пребывает в крайне негативном эмоциональном состоянии (либо агрессивно-разрушительное поведение и сильный негодующий плач; либо уход в себя, состояние сильной подавленности и напряжения – отказ от всего).

Может возникнуть задержка речевого и психического развития.

Второй вид адаптации - средняя, когда малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго.

Отношение к сверстникам безразличное, речевая активность замедляется, избирательность в отношениях со взрослыми, общение только в определенных условиях. Болеет не более 2х раз.

Этот период может длиться до 3 месяцев.

Последний вид адаптации – легкая. В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад.

Быстро восстанавливается аппетит, налаживается дневной и ночной сон (глубокий, спокойный, преобладает спокойное эмоциональное состояние, адекватное и активное поведение, свободно контактирует со взрослыми и детьми.

Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны. Длительность легкой адаптации до 2х недель.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Рассмотрим следующие факторы:

Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту дети становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

От степени развития интеллектуальной сферы, а именно познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Рассмотрим нормативы раннего возраста 2-3 года (демонстрация игр и упражнений):

• Ведущий психический процесс данного возраста - восприятие. Ребенок воспринимает окружающие предметы через соотнесение их по цвету, форме и величине. Знает и называет понятия «большой-маленький», собирает с учетом величины пирамидку из 5 колец, 3-х составную матрешку, соотносит и называет 4 основных цвета (красный, зеленый, желтый, синий, 3-4 формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

• Процессы внимания, в основном, носят непроизвольный характер. Ребенок обращает внимание на яркие предметы, звуки. Занимаясь увлекательным делом, ребенок способен удерживать внимание в течение 10-15 мин. В игре «Что изменилось? Сделай, как было!» способен с первого раза расставить заданные игрушки на свои места.

• Различают слуховую и зрительную память. Ребенок может запомнить 3-4 картинки с первого предъявления. Определяет недостающую игрушку из 4х в игре «Чего не стало?». Быстро запоминает небольшие песенки-потешки, простые четверостишия (Стихи А. Барто).

• В раннем возрасте формируется наглядно-действенное мышление. Ребенок зрительно соотносит и вставляет фигурки в пазлы без силовых проб: «Вкладыши», «Почтовый ящик»; собирает разрезную картинку из 3 частей, определяет «Парную картинку». Может конструировать по образцу из 5 палочек.

Характер адаптации также зависит от сформированности эмоционально-волевой и социально-психологической сферы.

А именно, выбор благоприятного для ребенка стиля семейного воспитания.

Если ваш стиль воспитания гиперопека и выполняете любой каприз вашего ребенка, то у него не формируется самостоятельность, ответственность и навыки самообслуживания.

Если ваш стиль попустительский, и ребенок привык к тому, что в течение дня предоставлен самому себе, то в дальнейшем могут возникнуть сложности с умением подчиняться требованиям взрослых.

Поэтому в рамках демократического стиля воспитания, на собственном положительном примере, взрослые должны систематически обучать ребенка, играть, общаться, трудиться. Быть рядом с ребенком и активно участвовать в его жизни.

Наличие опыта общения со сверстниками и взрослыми - важный фактор успешной адаптации.

Для приобретения навыков общения необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения.

Например, посещение детских игровых площадок, посещение родственников, знакомых, театральных представлений, участвовать в праздничных мероприятиях.

Когда у ребенка ограничен опыт общения со сверстниками, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех.

Чем более узок круг общения со взрослыми до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.

Сформированность предметной и игровой деятельности.

Для успешной адаптации у ребенка должны быть сформированы навыки игровой деятельности. У ребенка в период 2-3 лет происходит переход от предметной деятельности к игровой, когда игрушки становятся частью игры, а не предметами для перекладывания с места на место. Для мальчиков характерны игры- «Стройка», «Технопарк», для девочек – «Чаепитие у Куклы Маши», «Дочки-матери», «Больница» и т. д. В данном возрасте появляется- "игра рядом", "игры в паре".

Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, различными игровыми заданиями, игрой. Привлечь к продуктивным видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации.

Но если ребенок не умеет занять себя игрушкой, игрой. Не умеет держать карандаш, не умеет пользоваться красками, пластилином – все это может осложнить процессы адаптации.

Поэтому больше уделяйте в свободное, вечернее время совместной игровой деятельности с ребенком.

Чтобы избежать подобных осложнений, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно необходимо соблюдать следующие правила- техники «Позитивного расставания» (рассмотреть на примерах из жизни, из опыта родителей и педагога):

Обеспечьте малышу эмоциональную стабильность утром и вечером - собственным примером: хорошим настроением, доброжелательностью.

Выберите в семье гаранта позитивного расставания. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка.

Позвольте малышу взять в детский сад эмоциональный якорь. Приготовьте вместе с ребёнком "Радостную коробочку" – «Волшебный мешочек» - «Чудо сундучок» - «Мини-фотоальбом», с которым он отправится в детский сад: положите туда небольшие игрушки, вырезки из журналов, мини-открытки, - пусть это будет частичка дома и тепла рук мамы.

С ребенком обязательно надо попрощаться, но помните о золотой середине. Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро.

Разработайте ритуал прощания. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, ритуалов и малышу будет проще отпускать Вас.

"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, «уходя, мама всегда»:

- на три минутки берет малыша на руки;

- целует и говорит, куда уходит и когда придет;

- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;

- уходит.

Найдите «прощальное окошко», откуда можно выглянуть и помахать рукой.

Запаситесь терпением, и детский сад будет привычным и уютным миром для малыша!

Публикации по теме:

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!» Проект Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!» «От пятилетнего ребенка до меня только.

Учёт индивидуальных особенностей ребенка при адаптации к условиям детского сада Адаптация ребёнка к условиям детского учреждения Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые.

Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня,.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада «У нас в гостях котенок» Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Цель: - развитие коммуникативных навыков общения.

Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка 3–4 лет к условиям детского сада» Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся.

Проект «Музыкальные занятия в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» Автор проекта: Усольцева Надежда Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №15 «Жар-птица» Вид проекта: Информационно-творческий;.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №38» Проект по адаптации детей раннего.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада «В гости к бабушке Арине»Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада «В гости к бабушке Арине» Совместная деятельность детей и родителей в период адаптации к условиям детского сада «В гости к бабушке Арине» Участники: дети второй младшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 15:00
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Психологические аспекты адаптации ребенка к условиям детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Литвинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД