Лучший педагог года

Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у народов России»

Оксана Гаджимагомедова
Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у народов России»

Описание

Возрастная группа __Старшая группа

Тема занятия: Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром

«В гостях у народов России»

Направление образования и развития (образовательная область)

Познавательное развитие

Цель: развивать у детей нравственно-эстетические ценности

Задачи:

1. Обучающая - Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.

Активизировать словарный запас у детей.

2. Воспитательная – Воспитывать познавательный интерес.

Публикация «Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром „В гостях у народов России“» размещена в разделах

Воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность.

Прививать интерес и уважение к народной культуре.

3. Развивающая - Развивать внимание, мышление, речь, память.

Развивать мелкую и крупную моторику.

Формы организации : Групповая, индивидуальная

Оборудование, материалы: демонстрационные доски (4 штуки);картинки с изображением национальных домов, костюмов, еды; куклы картонные и разная национальная одежа к ним; Куклы (3 штуки) с длинными волосами; картинки –пазлы; деревянные ложки ; музыкальная колонка; кукла Буратино.

Предварительная работа :Чтение о народах России.

Ход ЗАНЯТИЯ

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель (В) : Здравствуйте ребята!

Дети (Д) : Здравствуйте!

Воспитатель достает куклу Буратино (Б!

В: К нам в гости зашел Буратино! Наш любознательный друг!

Д: Здравствуй Буратино!

В: Здравствуй Буратино!

Б: Здравствуйте!

В: Ребята,Буратино, послушайте какое стихотворение я вчера прочитала!

Живут в России разные…

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один — рыбак с рожденья,

Другой — оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Как вы думаете,о чем это стихотворение?

Д: Это стихотворение о том,что в Россия

родина для разных народов.

В: Правильно! И у каждого народа есть свои традиции, своя одежда, свои национальные блюда.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к некоторым народам,проживающим на территории России и познакомиться с ними!

Хотите?

Д: Да! Очень хотим!

Б: И я очень хочу с вами!

В: тогда в путь!

Основная часть

(звучит национальная мордовская музыка)Дети совместно подходят к первому демонстрационному стену.

На доске висят картинки с изображением дома,мужчина и женщина в мордовских национальных костюма и картинка с национальной мордовской едой

В: Ребята, мы с вами находимся в гостях у мордовского народа. Знаете такой народ?

Д: Нет!

Б: И я тоже не знаю! Но очень хочу познакомиться!

В: Мордва – это коренные жители России, проживающие в центральной части страны.

Посмотрите внимательно на мордовскую избу. Жилище мордвы было двухраздельное и трёхраздельное. Первый тип дома был распространён чаще. Он состоял из жилой избы и сеней. Жилище обычно было деревянным. Часто на мордовской избе присутствовала резьба.

(Дети совместно с воспитателем рассматриваю иллюстрацию мордовской избы)

В:Обратите внимание на национальные костюмы мордовского народа.

Скажите, какие цвета присутствуют (Рассматривают картинки с национальными костюмами)

Д: белый, красный, черный, зеленый

В: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение

Вышивка мордовская, славилась всегда

Может быть понравится? Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след -освежает цвет

В: Мордовская национальная кухня в своей основе здоровая, не терпит острых специй: уксуса, горчицы. Вся еда в основном натуральная, растительная, молочная и состоит из всевозможных квашений. Продукты в большинстве своем употреблялись в натуральном виде. Характерной особенностью мордовской кухни является обилие рыбных и мясных блюд.

В: А сейчас ребята я вам предлагаю разделиться на группы девочки в одну группу а мальчики в другую и одеть наших кукол в национальные мордовские костюмы

(на столе лежат куклы из картона. Рядом лежит много деталей разных костюмов. Дети должны найти детали костюмов соответствующие мордовскому народу)

В:Давайте посмотрим справились ли вы?

Все молодцы! Давайте продолжим наше путешествие по гостям!

(звучит узбекская народная музыка) Дети походят ко второму демонстрационному стенду.

В: Ребята,мы оказались в гостях у узбекского народа. Хотя у этого народа есть и своя страна,но много узбеков проживает и на территории России и так же считают ее своим домом.

Давайте посмотрим, как же живут узбеки (Рассматривают жилище узбеков)

В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор.

Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину-ичкари (ля детей и женщин) и ташкари (часть богато обставленная для приема гостей) Давайте с вами сравним,отличаются ли дома мордовского народа и узбекского

Д: Да! Они отличаются. Дом мордовского народа сделан из дерева, а дом узбекского народа сделан из глины и камня. В узбекском доме женщины и дети живут в отдельной части, а в мордовском все вместе.

В: Все верно! Давайте теперь рассмотри национальные костюмы узбеков! Отличаются ли костюм от мордовских?

Д: Да! Отличаются

В: Вы правильно заметили. (Рассматривают картинки с изображением мужчины и женщины в национальных узбекских костюмах)

Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа.

Основу национального мужского костюма составляет стеганый халат, который подвязывается поясным платком. Традиционный головной убор – тюбетейка.

Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шаровары. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.

Ребята обратите внимание,что у женщины заплетено много косичек. У узбеков не принято ходить девушкам с распущенными волосами,поэтому они их заплетают в косички. В узбекской традиции количество кос указывало на возраст и статус женщины. До замужества – 40. В браке – две. По достижении 80 лет их снова становилось 40, как указание на почтенный возраст.

Теперь мы с вами рассмотрим, какие же основные блюда относятся к узбекскому народу (Воспитатель совместно с детьми рассматривает картинки с блюдами)

Может кто из вас знает какие нибудь блюда,что здесь изображены. ?

Д: Да, плов, лепешки!

В: Верно!

Одним из главных блюда узбекского народа является узбекский плов,его в основном делали из баранины!

Еще узбекский народ славится своими узбекскими лепешками (национальный хлеб, и очень любят пить зеленый чай.

В: А сейчас я вам предлагаю немного побыть узбеками и заплести нашим куклам моделям косички! Справитесь?

Д: Даааа (Дети подходят к трем куклам группами и заплетают косички)

В: Здорово у вас получилось!

И перед тем как отправится в гости к следующему народу, я предлагаю, нам немного отдохнуть.

Физминутка

(дети самостоятельно делают и читают)

Д:Поезжай за моря-океаны,

(Дети «едут»).

Надо всею Землей пролети:

(Дети «летят».)

Есть на свете различные страны,

(Разводят руки в стороны.)

Но такой, как у нас, не найти.

(Отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды,

(Дети приседают.)

Широка и привольна земля,

(Дети встают. Руки в стороны.)

И гремят, не смолкая, заводы,

(«Стучат» руками перед собой.)

И шумят, расцветая поля…

(Плавные взмахи руками,

разведенными в стороны.)

В: А мы снова отправляемся в гости!

(звучит национальная татарская музыка) Дети подходят к третьему демонстрационному стенду.)

В: Мы пришли в гости к татарам!

Давайте рассмотрим, в каком жилище раньше жили татары. (Совместно рассматривают изображение татарского дома)

Раньше татары жили в юртах (это национальное жилище которое можно разобрать при переезде). Внутри юрты стены богато развешаны полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами. Как вы думаете, если бы в доме не развешивали тканые полотенца, скатерти, занавески, был бы он таким красивым, уютным?

Д: Нет!

Татары всегда старались украсить свои жилища, поэтому в доме было красиво и празднично.

В:Посмотрите на полотенца, салфетки. Какие чудесные узоры на них вышиты. Как вы думаете,как они называются?

Д: Татарские национальные узоры

В: А из чего они состоят?

Д: Из цветов, листьев.

В: Отличается ли жилище татар от жилищ мордовского и узбекского народа?

Д: Да! Мордовский народ жил в деревянных домах, узбекский в каменном а татарский в юртах.

В: Все верно!

Давайте рассмотри национальные костюмы татар!

Посмотрите, какие цвета больше присутствуют?

Д: Белый, черный, зеленый, голубой.

В: Да! Основные цвета национальных костюмов татар- бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный.

Посмотрите на девушку, в чем она одета? Что у нее на голове?

Д: Шапка!

В:Ребята, это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками.

Это платье, поверх платья одевали жилет – камзол и фартук с красивыми узорами. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).

(Рассматривают изображение национальных костюмов татар.)

В: Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?

Д: Нет!

В:Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.

В: Раньше мужчины и мальчики носили рубахи, а поверх рубах одевали жилеты, а чтобы костюмы были красивыми их украшали различным орнаментом, вышивали различные узоры. А на голове носили …

В:Ребята, вы знаете, что это такое?

Д: Да! Это тюбетейка.

В: Все верно! Как и узбеки, татары так же носили тюбетейку, но она отличались орнаментами (рисунок на одежде).

В: Давайте же посмотрим какие же национальные блюда есть у татар!

В: Так же как и узбеки татары очень любят мясо баранины и так же готовят плов! Но основными блюдами являются блюда из теста. Это-учпочмак (начинка мелко нарезанная картошка с луком и фарш, Бу зур-бялеш (начинка мясо, картошка, лук, разрезанные на кусочки, специи по вкусу, Бу чак-чак (пекут в кастрюле с большим количеством масла. Размешивают,пока они не разрумянились, потом их вынимают и заливают сахарным сиропом оформляют в форме конуса. Чак-чак -это свадебное кушанье)

(Рассматриваю картинку с изображением блюд)

В: какие интересные названия блюд!

Д: Да!

А я вам предлагаю собрать пазлы с этими самыми блюдами. (Дети собирают три картинки- пазла с блюдами)

В: Давайте посмотрим,что у вас получилось и назовем блюда еще раз (воспитатель показывает на картинку с блюдом, дети отвечают)

Д:Учпочмак!

Бу зур бялеш!

Бу чак-чак!

В: Идем дальше в следующие гости!

(звучит русская народная музыка) Дети подходят к четвертому демонстрационному стенду.)

В: Как вы думаете, у кого мы в гостях?

Д: В русском подворье!

В: Все верно! Давайте рассмотри русскую избу!

(Рассматривают дом русского народа.)

В: Из чего сделана русская изба?

Д: Из бревен!

В: Дом, какого народа тоже был из бревен?

Д: Мордовского!

В: Верно!

В:Лучшая комната в избе, называлась горницей.

А главным атрибутом избы была конечно же печь. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

В: Давайте посмотрим какую же одежу носил русский народ!

Главная часть русского народного костюма рубаха- это длинная, ниже колен одежа,которая шилась из хлопка, льна или шелка. Подол рукова,а так же ворот украшали вышивкой.

(Рассматриваю картинки с национальными костюмами русского народа)

Поверх рубахи женщины носили сарафан повязывая широким поясом. Головной убор у женщин был кокошник. Его расшивали золотыми нитями.

Мужские красные рубахи считались праздничными. Главной деталью рубахи являлся пояс. Считалось,что он был оберегом и защищал от недобрых сил. Снизу мужчины носили порты (штаны) На голове мужчины носили колпаки!

Ребята,а какие основные цвета вы видите на одежде?

Д:Красные и белые.

В: Верно. Это основные цвета русского костюма они означают чистоту и красоту.

В: Давайте теперь рассмотрим какие же блюда ел русский народ в старину.

(Рассматривают картинки с блюдами)

В:Посмотрите внимательно на картинки, какие блюда вам известны?

Д: хлеб, пироги, блины, каша, кисель

В: Да ребята, Только хлеб на Руси раньше назывался –каравай! Не одно застолье не проходило без каравая и пирогов.

В: А как вы думаете,чем ели кашу на Руси?

Д: Ложками

В: Такими,как мы едим в саду и дома?

Д:Да!

В: Нет ребята, раньше практически вся посуда была сделана из дерева и глины. Ложки были деревянными. и они были не только для еды, их еще использовали, как музыкальный инструмент.

В: Сейчас, я, вам предлагаю окунуться в старину и сыграть на деревянных ложках.

(Воспитатель раздает всем детям по паре деревянных ложек и показывает как правильно их взять. Звучит русская народная музыка и дети повторяют за воспитателем)

Б: Я тоже хочу поиграть на ложках!

В: Конечно Буратино! И ты с нами сыграй

В: (смотрит на часы) Ой ребята,нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит детская музыка.

Заключительная часть (рефлексия)

В: Вот мы и снова в нашем саду! Буратино, ты запомнил, у кого в гостях мы были?

Б: Ооо, Ээээ,

В: Как же так? Эх Буратино, Буратино….Ребята, давайте напомним, у кого мы были в гостях?

Д: Мы были в гостях у мордовского народа, узбекского, татарского и русского народа.

В: А чем отличаются дома этих народов?

Д: мордовский и русский сделаны из дерева и бревен, татарский разборный дом и называется юрта, а узбекский сделан из камня и глины.

В: Отличаются ли костюмы народов?

Д:Да! Каждый народ имеет свои цвета в костюмах,а так же они отличаются узорами и головными уборами.

В: А у всех ли народов одинаковые блюда.

Д: Нет. Есть схожие блюа, но у каждого народа оно особенное и отличается от других

В: Надеюсь Буратино,ты все запомнил?

Б: Да! Теперь я все запомнил. Мне пора прощаться с вами! До свидания ребята (Буратино уходит)

Д: До свидания, Буратино

В: Вы были все сегодня молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у Филина» (средняя группа) «Познание: ознакомление с окружающим миром» Тема: «В гостях у Филина». (средняя группа 4-5 лет) Выполнила: Глазкова О. А. Тема: «В гостях.

Дидактическое пособие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «В гостях у птиц»Дидактическое пособие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «В гостях у птиц» Дидактическое пособие «В гостях у птиц» является многофункциональным в использовании с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Фотоотчет о занятии по ознакомлению с окружающим миромФотоотчет о занятии по ознакомлению с окружающим миром Цель занятия: Познакомить детей со свойствами дерева (жесткое, твердое, стучит, не бьется, со структурой его поверхности; научить выделять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Мурка в гостях у ребят»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Мурка в гостях у ребят» Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Флаг России» в средней группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Флаг России» в средней группе Цель: познакомить детей с флагом России. Задачи: Образовательные: повторить знания о символическом значении цвета российского флага,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гостях у бабушки Авдотьи. Домашние животные» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема :"Домашние животные". В гостях у бабушки Авдотьи. " Цель:Обогащение.

Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром «День Земли» Цель: Расширять кругозор детей. Задачи: Создать радостное, праздничное настроение. Дети входят в зал под музыку. Ведущий: Ребята, сегодня.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я и мой дом-природа» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Открытое занятие «Я И МОЙ.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воздух» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации познавательной деятельности. Задачи: развивать познавательные интересы;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у народов России»
Опубликовано: 31 декабря 2022 в 14:11
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у народов России»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гаджимагомедова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД