МААМ-картинки

Развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского

Зуева Елена
Развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского

Произведения К. И. Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, образность, выразительность.

Публикация «Развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К, И, Чуковского» размещена в разделах

Особую роль литературные произведения выполняют в обогащении речи образными словами и выражениями. Из произведений К. И. Чуковского ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят антонимы и синонимы и др.

Приведём фрагменты игр, которые были включены в занятия:

Из чего сделано? - Рассказывали детям, что в старину посуду делали из глины и из дерева. Посуда из глины называлась глиняной, а из дерева — деревянной. Теперь люди научились делать посуду из множества различных материалов. Предлагали детям помочь рассказать, какая бывает посуда.

Скалка сделана из дерева — значит, она. (деревянная). Кувшин сделан из глины — значит, он. (глиняный). Банка сделана из стекла, значит она. (стеклянная, кастрюля сделана из металла - значит она (металлическая). Кружка сделана и пластмассы - значит она (пластмассовая).

Стаканчик сделан из бумаги - значит он… (бумажный).Кроме работы с детьми нами проводилась работа с родителями воспитанников. Были предусмотрены и индивидуальные и коллективные формы работы, что помогло максимально расположить к себе родителей. Для большей доступности нами использовался наглядный материал (ширма, таблицы).

Во время проведения родительского собрания объяснялось важность словарной работы, уточнялась методика работы со словом в процессе чтения литературы. Родители задавали вопросы, на которые получали квалифицированный ответ.

Кроме того проводилась индивидуальная работа, которая заключалась в консультировании. Была изготовлена ширма, посвященная проблеме развития словаря дошкольников.

Мною были отобраны и проанализированы литературные произведения, рекомендованные программой воспитания и обучения в старей группе для ознакомления с произведениями К. И. Чуковского и обучения пересказу литературных текстов, с точки зрения определения методических приемов обогащения словаря детей экспериментальной группы.

Учитывая, что развитие словаря тесным образом связано с развитием представлений об окружающем, опорой на непосредственное восприятие важным приемом обогащения словаря я считаю предварительную работу с целью подготовки детей к восприятию литературных произведений. Такая работа проводилась мною прежде всего, перед знакомством детей со стихотворными произведениями посвященными временам года, природе.

Такие произведения помогают обогатить речь детей прилагательными, глагольной лексикой, образными средствами (эпитеты, метафоры, сравнения).

После чтения стихотворения «Мойдодыр», во время беседы по содержанию я побуждала детей говорить словами из текста, зачитывали фрагменты текста, обращая внимание на особенности слов автора (Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось кувырком и т. д). Как о мальчике говорил Мойдодыр? (Ах ты, гадкий, ах ты грязный, неумытый поросёнок.). Как видно из приведённого фрагмента, большое внимание уделялось вопросам, которые направляли внимание детей на наиболее точные, обратные слова, побуждала их использовать соответствующие слова в своих ответах.

Я неоднократно обращалась к словам, которые дети узнали на занятиях, во время последующих наблюдений, рассматривания картинок, иллюстраций, на других занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности.

Подготовительная работа проводилась и перед знакомством с некоторыми произведениями К. И. Чуковского. В частности, накануне рассказывания сказки «Федорино горе» организовали изготовление атрибутов для игры с использованием сито и кочерги. Оказалось, что дети не знают названия предметов кухонной утвари. Показали и объяснили, что с помощью сита можно просеивать муку, а с помощью кочерги мешают угли в печи. Занятия по рассказыванию сказок дают большие возможности для обогащения речи детей образной и оценочной лексикой.

Чтение стихотворений, рассказывание сказок, инсценировки сказок, отгадывание загадок, дидактические игры, подвижные игры, физминутки активизировали у детей глагольную лексику, помогали соотносить слово с действием, воспитывали интерес к слову, стремление понять значение новых, неизвестных слов. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширялся словарный запас дошкольников.

Таким образом, я использовала разнообразные приемы и формы работы над словом и добилась определённых результатов.

можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского можно добиться ощутимых результатов.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к произведениям Чуковского, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения,

обобщения, образные слова.

- дети самостоятельно обыгрывают сюжет его произведений.

Инсценировка к сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства Подготовительная группа Яркие.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского
Опубликовано: 29 октября 2021 в 15:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского» (включая файлы) размещена пользователем Зуева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД