Получи документы

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерных технологий (3 фото)

Наталия Кудрявцева
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерных технологий

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерных технологий
Фото №1 Мы часто жалуемся на интеллектуальную пассивность наших детей Фото №2 Одна из причин ограниченность их интеллектуальных впечатлений и интересов

Мы часто жалуемся на интеллектуальную пассивность наших детей. Одна из причин - ограниченность их интеллектуальных впечатлений и интересов. Как преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания? Уже много написано на тему использования компьютерных технологий в ДОУ. Сегодня специалисты и педагоги детских садов все чаще задумываются над вопросом: «Как организовать процесс обучения и развития по - новому?».

Публикация «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерных технологий» размещена в разделах

Считаю, что удобной и эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду может стать проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Здесь есть ряд преимуществ: удобство в применении, заинтересованность детей, повышение познавательной мотивации воспитанников, индивидуализация обучения детей с разным уровнем познавательного развития, возможность оптимизировать педагогический процесс, и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Поэтому как педагог – психолог ДОУ ставлю перед собой задачу разработать электронное пособие по развитию познавательных способностей и психического развития детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. Пособие состоит из двух коррекционно-развивающих программ «По дороге знаний» и «Радуга эмоций», каждый из которых выполняет ряд своих задач. Компьютерные презентации использую на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста на индивидуальных и групповых занятиях. В рамках разработанной коррекционно-развивающей программы «По дороге знаний» проводятся занятия на развитие у воспитанников познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и мелкой моторики. В каждое занятие включены 1–2 задания с использованием мультимедийных презентаций («Найди такую же фигуру», «Запомни последовательность», «Что перепутал художник», «Расшифруй», «Четвертый лишний» и др., что позволяет активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес в течение всего занятия.

Пособие программы «По дороге знаний» и включает два раздела.

Раздел № 1 «Развитие познавательных психических процессов» :

• восприятие;

• память;

• внимание;

• мышление.

Раздел № 2 «Формирование элементарных математических представлений» :

• изучать и закреплять цифры;

• совершенствовать навыки счета;

• проводить работу с геометрическими фигурами;

• закреплять представления о величине предметов;

развивать умение ориентироваться на плоскости;

Пособие программы «Радуга эмоций» включает:

«Развитие эмоциональной сферы»

• предупреждение и снижение тревожности у детей;

• профилактика страхов;

развитие эмоциональной регуляции поведения детей.

Занятия проходят с соблюдением требований санитарного законодательства. Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : вторник, среду, четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин. Лучшее время – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Для снижения утомительности обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест: соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. Экран монитора находится на расстоянии не ближе 50 см. После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

В работе с детьми с применением мультимедийных презентаций педагог – психолог должен соблюдать определенные принципы проведения занятий. В своей работе стараюсь опираться на следующие принципы:

1) содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам, т. е. принцип доступности;

2) занятие выстраиваются с учетом психического, интеллектуального уровня развития ребенка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп и уровень сложности определяются индивидуально. Важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям, т. е. принцип индивидуальности и развивающего обучения;

3) уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, т. е. принцип связи с жизнью;

4) взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций, т. е. принцип систематичности и последовательности обучения.

Поэтому, занятия с детьми должны выстраиваться в несколько этапов:

• 1 этап - знакомство детей с компьютером как современным инструментом для обработки и использования информации;

• 2 этап - обучение детей правилам поведения и безопасной работы на компьютере;

• 3 этап - формирование начальных навыков работы за компьютером : знакомство с клавиатурой, мышкой;

• 4 этап -знакомство с понятием «презентация», ее особенностями;

Мультимедийные презентации используются как целое занятие или его часть:

• на этапе диагностики;

• введения нового материала;

• закрепления материала;

• контроля знаний.

Тематика презентаций в пособии разнообразна, поэтому в детском саду его могут использовать и воспитатели, и педагоги дополнительного образования. Для педагогов даются рекомендации до и после проведения занятий с детьми.

В дальнейшем планируется расширить разделы программы «По дороге знаний» разделами «Развитие речи» и «Ознакомление с окружающей действительностью». Также на родительских собраниях и консультациях пособие будет представлено родителям воспитанников. Желающим родителям будет предложено заниматься с детьми дома по некоторым разделам пособия, используя диск с презентациями. Это поможет закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом-психологом, привлечет к совместной деятельности родителей.

Что показала практика? При условии соблюдения систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Такие позитивные факторы, как:

• у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;

• дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;

• полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

• презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации.

В заключение хочется отметить, что компьютерные технологии помогают преодолеть интеллектуальную пассивность детей, является удобной и эффективной формой работы с воспитанниками в ДОУ. Они органично встраиваются в систему работы педагога-психолога, не заменяют непосредственного межличностного общения с детьми, а помогают решать поставленные задачи.

Публикации по теме:

«Страна чудес». Зона релаксации, игр, групповых занятий в кабинете педагога-психолога ДОУ«Страна чудес». Зона релаксации, игр, групповых занятий в кабинете педагога-психолога ДОУ Попадая сюда, любой человек забывает обо всем, погружаясь в мир спокойных звуков, приятных мелодий, легких ароматов, созерцания спокойствия.

Фотоотчет о проведенном занятии «По страницам сказки «Гуси-лебеди»Фотоотчет о проведенном занятии «По страницам сказки «Гуси-лебеди» Создание комфортных условий, благоприятной атмосферы для проведения открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Совместное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерных технологий
Опубликовано: 29 марта 2014 в 22:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью компьютерных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Кудрявцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД