Лучший педагог года

Развитие познавательных процессов и самоконтроля при использовании ритмических упражнений

Оксана Подгорная
Развитие познавательных процессов и самоконтроля при использовании ритмических упражнений

Развитие познавательных процессов и самоконтроля при использовании ритмических упражнений.

Музыка или движение под музыку способны оказывать влияние на когнитивные процессы человека, об этом свидетельствуют работы многих авторов.

Публикация «Развитие познавательных процессов и самоконтроля при использовании ритмических упражнений» размещена в разделах

Исследования А. Е. Павлова в ходе проведения когнитивных тестов при сравнении ритмов и мелодий свидетельствуют об активации обоих полушарий, причем в правом полушарии верхняя височная извилина активировалась больше при сравнении мелодий, а в левом при сравнении ритмов.

Работа отделов головного мозга влияет на мыслительные процессы, внимание и речь. Следовательно, музыкальная деятельность, как исполнительская, так и потребительская, позволяет добиваться улучшения межполушарного взаимодействия, объединяя различные способы обработки информации и развивая творческие способности человека и развивает мыслительные процессы. Музыка и движение способствует формированию аналитических мыслительных навыков.

В момент движения под музыку или ритм активизируются сразу несколько областей мозга. Они рассчитывают пространственную ориентацию, силу движения и особенности эмоционального состояния человека. Движение под ритм объединяют в себе музыку, движения, чувства, мысли. При этом задействованы почти все каналы восприятия, в частности, такие основные, как визуальный, слуховой, кинестетический. Музыка стимулирует центр удовольствия (повышает серотонин) в мозге, а движения под музыку или ритм – сенсорные и двигательные процессы.

При постоянной подобной нагрузке мозг начинает лучше работать, развивать свои возможности, укреплять память. По словам исследователей, танцевальные упражнения помогают увеличить количество новых нервных связей в областях, отвечающих за долговременную память и пространственное мышление.

Упражнение 1: Веселые стульчики

Цель: Развитие произвольного внимания, слуховой, зрительной и двигательной памяти, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнения инструкций, развитие умения распределять внимание.

Участники: Дети от 6 до 18 человек, ведущий.

Реквизит: Детские стулья, мелодия

Описание: Стулья расставляются по кругу. Дети садятся на стулья лицом в центр круга. Ведущий показывает и предлагает детям запомнить несколько простых движений или жестов: хлопки руками, потягивание за мочки ушей, хлопок по коленям или по животу, вытягивание языка и т. п. Под ритмичную музыку необходимо циклично повторять эти движения, чередуя их с пересаживанием на соседний стул справа: Движение1 – пересаживание – Движение2 – пересаживание – Движение1 – пересаживание и т. д.

Затем для усложнения ведущий добавляет по одному новые движения в цикл. Далее по команде ведущего (например, два хлопка руками) меняется направление пересаживания. Для поддержания интереса детей можно предложить им самим придумать новые жесты или последовательность движений.

Можно подобрать музыку с постепенным ускорением ритма.

Упражнение 2: Умные колпачки

Цель: Развитие памяти, речи, внимания, формирование пространственных представлений, обогащение словарного запаса.

Участники: Дети 6 чел., ведущий

Реквизиты: колпачки или стаканчики

Описание: Дети садятся на ковер в кругу. Ведущий просит их показать правую руку, тем самым, выбирая направления движения по кругу. Упражнение начинается с выдачи стаканчика под определенный ритм, который сопровождается словами: «Берешь – отдаешь». После того, как ритм устанавливается, ведущий читает стих или потешку, соблюдая определенный ритм. Далее меняется направление передачи стаканчика в противоположную сторону.

После того как дети запоминают слова потешки, они произносят ее вместе с ведущим в этом же ритме.

Это упражнение можно применять для разучивания стихов, песен, потешек.

Упражнение 3: Цветовая ритмика

Цель: в зависимости от задачи:

1) 6 картинок. Развитие внимания, зрительно моторной координации, памяти.

2) 4 картинки. Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма.

6 картинок цвета: синий, желтый, красный, зеленый, черный, белый.

Участники: 1 ведущий 1 ребенок. после, того, как ребенок запомнил мелодию и ритм участников можно добавить еще 3 участника по очереди после запоминания

Реквизиты: цветная бумага размера А5. 4 основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

Описание: ведущий и ребенок садятся друг на против друга. Выкладывают цвета, 4 цвета на столе перед собой.

Реквизиты: Цветная бумага А5. 6 цветов, запись ритмично повторяющиеся мелодия

Игра1. Ведущий, называя цвета, кладет руку на определенный цвет.

Называет 6 цветов в любой последовательности. Ребенок повторяет.

Игра2. Звучит музыка. Ведущий отстукивает ритм под музыку, переставляя руки по определенным цветам. Ребенок повторяет.

Упражнение 4: Ритмопластика. Танец животных.

Цель: развивать слуховую, зрительную, память, внимание, координацию, умение согласовывать движения с музыкой.

Снять напряжение и получить заряд положительных эмоций

Участники: до 20 человек.

Важно, чтобы всем было видно ведущего.

Реквизиты: Музыка со словами про животных

Описание: Песня сопровождается несложными жестами в соответствии с текстом песен.

Дети встают хаотично, но так чтобы видеть ведущего. Ведущий предлагает прослушать композицию, вспомнить какие животные там были и придумать движение изображающие этого животного.

Упражнение 5: Летка-енька. Руки вместо ног

Цель: Тренировка внимания, воображения, памяти и умения согласовывать движения с музыкой. Снять напряжение и получить заряд положительных эмоций.

Участники: группа детей от 6 до 20 человек.

Реквизиты: Музыка, обувь.

Описание: Дети снимают обувь надевают ее на руки и располагаются по кругу.

Далее под музыку выполняют движения руками на которых надета обувь. Повторяют за ведущим.

Публикации по теме:

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Картотека игр на развитие произвольности и самоконтроля. Часть 1 Не секрет, что в наше время произвольность детей (умение управлять собой, следовать правилам) находится на довольно низком уровне. Дети плохо.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов и самоконтроля при использовании ритмических упражнений
Опубликовано: 11 января 2021 в 14:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных процессов и самоконтроля при использовании ритмических упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Подгорная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД