Получи документы

Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности

Екатерина Баранцева
Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности

«Описание опыта работы»

Баранцева Е. А., воспитатель

МБДОУ г. Курган МБОУ «СОШ 55» (детский сад)

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

Сегодняшний мир очень быстро изменяется. Современная ситуация требует формирования развитой личности, обладающей значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей традиционно является одной из главнейших педагогических задач.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

В основе позиции Н. Н. Поддьякова «детское экспериментирование» является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Он считает, что деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность

А. Н. Леонтьев отмечает, что познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности.

По мнению Л. Н. Прохоровой в данной деятельности явно представлен момент саморазвития : в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования.

Анализ материалов показал, что недостаточно практических разработок для активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в рамках организации экспериментальной деятельности.

Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют применять нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека.

Работая над темой, я пришла к выводу, что организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста является одной из актуальных проблем. Для решения этой проблемы, работу разделила на 3 направления: 1. Изучение методической литературы по данной теме, проведение мониторинга детей, анкетирование родителей. 2. Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. 3. Распространение опыта, повышение педагогической компетенции родителей и воспитателей в опытно-экспериментальной деятельности. Опираясь на это, поставила цель - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению с помощью опытно-экспериментальной деятельности. Для достижения поставленной цели выделила задачи: 1. Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах. 2. Формирование умения делать выводы. 3. Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ. 4. Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию. 5. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.

Работу в первом направлении начала с изучения материалов по данной теме. Провела анкетирование родителей по выявлению их отношения к поисково-исследовательской деятельности. (Приложение 1) Проведен мониторинг детей старшего дошкольного возраста по показателям сформированности исследовательской деятельности (Приложение 2). Данные мониторинга показали, что дети испытывали затруднения – выделить проблему, найти решение проблемы.

Следующим направлением моей работы стало создание развивающей предметно-пространственной среды для проведения опытно -экспериментальной деятельности. Оно предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами центра экспериментирования «Юные исследователи» и их назначением. (Приложение 3). При оборудовании центра экспериментирования учитывала следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения. Составили с детьми карты безопасности (работа с ножницами и т. д., правила поведения во время работы.

В работе с детьми применяла различные методы и приемы. Наглядные – рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними. Практические – исследовательская деятельность, проведение опытов. Словесные – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения. Так же в своей работе с детьми использовала различные формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные. При проведении опытов опираюсь на следующие принципы: принцип научности, принцип целостности, принцип систематичности, принцип индивидуально-личностной ориентации; принцип доступности, принцип активного обучения, принцип креативности, принцип положительного результата.

В своей работе считаю необходимым применение технологии проектной деятельности, кейс-технологии, информационно-коммуникативные технологий.

Технология проектной деятельности актуальна и эффективна в настоящее время. Она дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, умение находить выход из трудной ситуации. Мной разработаны и применяются краткосрочные проекты. (Приложение 4)

Использование кейс-технологии, заключается в стимулировании познавательной активности детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделированная или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей. (Приложение 5)

С применением ИКТ значительно возрастает интерес воспитанников к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей, развивается теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия. (Приложение 6)

В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития, проведя повторный мониторинг. (Приложение 2)

В третьем направлении важным условием успешной работы считаю повышение педагогической компетенции, родителей и воспитателей в опытно-экспериментальной деятельности. Использование такой формы работы формирует у родителей повышение активной позиции воспитания и развития своего ребенка. По результатам анкетирования родителей организовала собрания, консультации, беседы, рекомендации (Приложение 7, а так же создана картотека опытно – экспериментальной деятельности, которые можно провести дома. (Приложение 8)

С помощью родителей обогащается центр экспериментирования. Представляла свой опыт работы на разных уровнях: институциональном (семинар, педагогический совет, консультации, муниципальном (педагогический марафон, консультационный пункт). (Приложение 9) Таким образом, считаю, что опытно-экспериментальная деятельность в работе с детьми, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Я убеждена, что систематичность и планомерность проведения опытно-экспериментальной деятельности, используя нетрадиционные формы работы, являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Литература:

1. Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками. /Центр педагогического образования, 2012 2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004 3. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. /Издательство «Речь», 2006 4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. /Детство-пресс, 2013

5. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5 - 2003, № 1- 2002

6. Материалы Интернет-сайтов:

https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/jeksperimentirovanie-v-dou

https://infourok.ru/diagnostika-issledovatelskoy-aktivnosti-starshih-doshkolnikov-v-processe-eksperimentirovaniya-2584380.html

https://dohcolonoc.ru/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou/13036-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html

7. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с. — (Развитие и воспитание дошкольника).

8. Савенков А. И. Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников. Москва, 2007

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли»Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 23 марта 2020 в 14:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Баранцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД