МААМ-картинки

Развитие познавательной активности детей средней группы детского сада

Светлана Доровских
Развитие познавательной активности детей средней группы детского сада

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА.

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особое внимание. Кроме того, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, помимо развития общих способностей, творческого воображения дошкольников и коммуникативности, выделяют развитие любознательности как основы познавательной активности.

Публикация «Развитие познавательной активности детей средней группы детского сада» размещена в разделах

Необходимыми условиями для развития ребенка являются умение познавать мир с помощью органов чувств в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Получая таким образом «бесплатное» развлечение, ребенок теряет активность как в познавательной сфере, так и в быту. В связи с этим наблюдается увеличение числа интеллектуально пассивных детей и причина данного явления часто лежит в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социально-двигательного. Причем при благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню дифференцированности может достигнуть пределов человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее – намного тоньше.

Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Исследования М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, Л. Н. Галигузовой и др. показали, что в сфере общения сверстников создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Благодаря эмоциональной насыщенности, непринужденному раскованному характеру, общение с равными партнерами создает благоприятные условия для познания детьми своих возможностей путем свободного выполнения творческого, оригинального начала. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность. Присутствие и участие сверстников облегчает осознание своего поведения и, соответственно, помогает контролировать его, что является необходимым условием формирования произвольности.

Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.

Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности (А. М. Матюшкин). Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» (М. И. Лисина). Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства.

Исходя из всего сказанного выше, проблема развития познавательной активности детей в настоящее время стоит достаточно остро. Поэтому в детском саду № 375 мы составили и используем в работе программу «Любознайка», целью которой является развитие познавательной активности детей 4-5 лет через обучение способам познания окружающего мира.

Программа состоит из трех частей:

Первая часть программы «Давайте жить дружно!».

Цель: создание у детей чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

Доверие к другим детям и значимым взрослым – существенный фактор развития дошкольников. Дети нуждаются в атмосфере безопасности и надежности. В незнакомых ситуациях и перед лицом новых требований ребенку особенно важно ощущать, что его принимают. Только в доверительной атмосфере он может рисковать и пробовать что-то новое, только в этих условиях он начинает верить в себя: «Я способный, у меня получается!»

Если у детей есть чувство безопасности, если они могут прогнозировать ситуацию, если они ощущают, что их компетентность возрастает, они не боятся снова и снова рисковать, пробовать, ставить эксперименты, учиться и развивать самостоятельность. Именно этому малыши учились на занятиях первой части программы (Приложение 1). Дети с удовольствием стали взаимодействовать друг с другом, причем и те, у которых раньше были проблемы в общении со сверстниками.

Вторая часть «Наши ощущения».

Цель: знакомство с различными видами восприятия и ощущениями.

С 4 до 5 лет происходят существенные изменения в механизмах восприятия, именно в этот период ребенок усваивает эталоны свойств предметов и явлений, принятые в обществе, а также осваивает действия по обследованию предметов. В этом возрастном диапазоне образы предметов и явлений окружающего мира обогащаются деталями, становятся выразительными, осознанными, ребенок легко узнает предметы и в новых предметах выделяет знакомые ему свойства. Это свидетельствует о сензитивности данного периода для развития восприятия. Недостаточный уровень развития восприятия в дошкольный период может задержать развитие мышления и речи, повлиять на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что восприятие является основой для всех других познавательных процессов и развития познавательных способностей.

Поэтому на занятия к ребятам приходили Радужка, Глазастик, Ушастик, Сластена, Нюх-Нюх, Трогалка и учили через органы чувств получать сведения о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, изменениях и взаимодействиях, так как органы чувств основное связующее звено человека с окружающим миром.

Третья часть «Мир эмоций»).

Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж. Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах».

На занятиях третьей части дети попадают в мир эмоций, где учатся понимать настроение окружающих, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации, знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

Занятия проходят в доброжелательной обстановке и включают в себя:

ролевые игры: ролевая гимнастика, психологические этюды;

• психогимнастические игры;

• коммуникативные игры;

• игры на развитие воображения;

• анализ текста;

• задания на формирование «эмоциональной грамотности»;

• беседы;

• эмоционально-символические методы (направленное рисование);

• релаксационные методы.

В конце учебного года ребята знают:

• имена всех детей в группе;

• способы познания окружающего мира;

• названия базовых эмоций (радость, удивление, страх, горе, интерес, спокойствие).

Умеют:

• отмечать свои индивидуальные особенности;

• общаться друг с другом

• осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;

• обследовать предметы окружающего мира с помощью органов чувств;

• правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

• оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;

• понимать настроение окружающих, оказывать поддержку в случае необходимости;

• различать эмоции по схемам-пиктограммам;

• передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации.

Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его в повседневной жизни. И мы считаем, что на занятиях по программе «Любознайка» развивается познавательная активность детей через развитие восприятия, ощущений, понимание мира человеческих эмоций и создание в группе положительного эмоционального фона.

Список литературы:

1. Башаева Т. В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. – Ярославль: Академия развития, 2008г.

2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И. А. Пазухина – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.

3. Крюкова С. В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет – Москва: Генезис, 2002.

4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – Москва : Генезис, 2007.

5. Лабза О. В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника. Журнал «Ребенок в детском саду № 6 2006г.

6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - Москва: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008г.

7. Терехова Оксана «Обувной салат». Журнал «Обруч» № 3 2009г.

8. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет : Пер. с нем. – Москва: Генезис, 2005.

9. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – Москва: Генезис, 2007.

Публикации по теме:

Поделки из мятой бумагиПоделки из мятой бумаги Технология изготовления игрушек из мятой бумаги проста. Цель её-помочь педагогам показать дошкольникам путь самореализации в творческой.

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школойПреемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой Во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае к «деятельности учения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей средней группы детского сада
Опубликовано: 10 мая 2014 в 18:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей средней группы детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Доровских на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД