Лучший педагог года

Развитие памяти у детей дошкольного возраста через применение приемов мнемотехники при заучивании стихотворений

Александра Владимировна Мокрова
Развитие памяти у детей дошкольного возраста через применение приемов мнемотехники при заучивании стихотворений

Аннотация: в статье рассказывается о приемах мнемотехники, способствующих развитию памяти и речи дошкольников; представлены методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие памяти, развитие речи, наглядное моделирование, мнемотехника, мнемоника, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Публикация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста через применение приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» размещена в разделах

Современная система дошкольного образования выдвигает особые требования к личности дошкольника. В разделе ФГОС ДО «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Одним из данных целевых ориентиров является следующий: «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности» (п. 4.6).

Актуальнее становятся вопросы раннего развития дошкольника и его подготовки к обучению в школе. Одной из главных задач образования детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Отличительной чертой современного общества является недостаточность живого общения. Проблема овладения детьми связной речью хорошо известна всем педагогическим работникам. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей, для развития познавательно-речевой активности.

Наглядность - один из основных дидактических принципов дошкольной педагогики. В дошкольном возрасте преобладают начальные формы мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное. Затем начальные формы мышления взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Взаимосвязь речевого и умственного аспектов мышления, а также овладение родным языком в дошкольном детстве отражены в теории речевого развития дошкольников, разработанной Ф. А. Сохиным. [4, с. 5]. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на данном этапе развития. В связи с этим востребованы как традиционные, так и инновационные (современные) технологии в педагогическом образовании. Но часто новое – это «хорошо забытое старое».

О необходимости наглядности в обучении говорили великие педагоги К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций [4, с. 10]. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядно-графические модели в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа. Но все они решают одни и те же задачи: развитие памяти (слуховой, зрительной, ассоциативной) и развитие связной речи дошкольников.

В данной статье речь пойдет о мнемотехнике – инновационной технологии, известной со времен Пифагора (6 век до н. э.).

В разных словарях даются такие определения понятия «мнемотехника» :

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля:

Мнемотехника - то же, что и мнемоника.

Мнемоника - ж., искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много. Большой толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова:

Мнемотехника - то же, что и мнемоника.

МНЕМОНИКА, мнемоники, мн. нет, ж. (греч. mnemonike). Совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов.

Педагогический словарь ( Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.) :

МНЕМОНИКА (от греч. mnemonika — искусство запоминания) — совокупность приемов, обеспечивающих запоминание при помощи создания искусственных ассоциаций.

Как же мнемотехника связана с принципом наглядности? Как она работает?

Русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» [4, с. 13]. Таковым является процесс запоминания с помощью приемов мнемотехники. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что данная технология является универсальной: приемы мнемотехники можно применять на протяжении всего периода дошкольного обучения – с раннего возраста до старшего дошкольного возраста. Кроме того, применять данную технологию можно во всех образовательных областях.

Внедрение приемов мнемотехники строится по принципу: от простого к сложному. На начальном этапе применяются мнемоквадраты (карточки с изображением одного понятия или действия). Затем переходим к мнемодорожкам (серия из 4-6 картинок, в которых закодированы предложение, строка стихотворения или последовательность выполнения действий). На более поздних этапах применяем мнемотаблицы (таблица с изображениями 3х4 или 4х5, в которой закодирован рассказ, стихотворение или алгоритм составления рассказа). Количество ячеек в мнемотаблице зависит от содержания произведения, его сложности, размера текста и возраста детей.

Мнемодорожки и мнемотаблицы бывают двух видов : обучающие и развивающие. В обучающих мнемодорожках и мнемотаблицах закодирован определенный алгоритм рассказа (например, рассказ о животном, растении, профессии, времени года и т. п.). А в развивающих – закодирован текст сказки, рассказа или стихотворения.

Работа с мнемодорожками и мнемотаблицами проходит в три этапа:

1 этап: рассматривание таблицы и проговаривание того, что на ней изображено.

2 этап: перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.

3 этап: пересказ сказки или рассказа по заданной теме [3, с. 3-4].

В младших и средних группах это происходит с помощью воспитателя, в старших и подготовительных к школе группах – дети должны делать это самостоятельно.

В развивающей таблице схематически возможно изображение предметов, персонажей сказок, явлений природы, признаков и действий, которые будут опорными. Но изображать надо так, чтобы символы были понятны детям. В младшей и средней группах используем цветные изображения, а в старшей и подготовительной к школе – черно-белые.

Если же это обучающая таблица, то в ней используются универсальные символы, обозначающие обобщенные понятия. Например, рассказ о профессии следует составить по следующему алгоритму: название – место работы – спецодежда – основные действия – инструменты и орудия труда (если есть). Обучающей будет и мнемодорожка с алгоритмами процессов умывания или одевания.

Данная технология даёт возможность детям усваивать учебный материал легко и быстро, в игровой форме, что сокращает время обучения.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития памяти и связной речи детей : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений [2, с. 11].

В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами является одной из задач речевого развития. Поэзия как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик, благодаря поэтическому жанру, речь становится яркой, образной, эмоциональной. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, темп, тембр голоса, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.

В методике заучивания стихов важно знать особенности восприятия и запоминания стихов детьми. Любовь детей к игре со звуками, к повтору, особая чувствительность к рифме облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания. Но довольно часто при заучивании с детьми стихотворений педагоги и родители сталкиваются с такими трудностями как: потеря или искажение смысла стихотворения; изменение порядка слов, что нарушает художественную форму; длительность процесса заучивания (запоминания). Всё это снижает интерес детей к заучиванию стихотворений.

Приём же символизации - это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения [2, с. 7]. Именно эти наблюдения в работе с детьми подсказали необходимость выбора данной технологии, позволяющей развивать память при заучивании стихотворений.

Работу над стихотворением можно построить следующим образом:

- сообщить, что данное стихотворение будем учить наизусть;

- выразительное чтение стихотворения воспитателем (родителем);

- словарная работа – разъяснение непонятных детям слов;

- вопросы по содержанию для того, чтобы дети усвоили смысл стихотворения;

- повторное чтение стихотворения воспитателем (родителем) с опорой на мнемотаблицу;

- рассказывание стихотворения по мнемотаблице.

В старшей и подготовительной группах можно привлекать самих детей к созданию мнемотаблиц [1, с. 5]. Для этого можно завести тетрадь или альбом, где ребенок может самостоятельно зарисовывать стихотворение для заучивания наизусть. Для детей такой процесс заучивания превращается в увлекательное занятие. Даже детям, которые рисуют не очень хорошо, процесс моделирования стихотворения (изображение образов символами, схемами) становится интересен. Приемы мнемотехники помогают сделать процесс заучивания и запоминания стихотворений, сказок, составления рассказов, пересказов более интересным, творческим. Ведь это очень близко каждому ребенку. Именно эти приемы используются в книгах для дошкольников, когда каждому предложению, двустишию или четверостишию соответствует своя картинка. Ребенок, не умеющий читать, перелистывает страницы и по памяти рассказывает сказку или стихотворение. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Конечно, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть. Работая со схемами-моделями, дети систематически получают наглядную информацию в доступной форме, обогащается их словарный запас, увеличивается объем памяти. Дети учатся рассуждать, у них развивается умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, т. е. развиваются логическое мышление, интеллектуальные способности, познавательная активность. Кроме этого, развивается мелкая моторика рук, зрительное восприятие, воображение.

Предлагаемая методика имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что памяти человека гораздо проще «опираться» на образы, и с помощью образов легче запомнить слова, фразы, любую информацию, которые обычно запоминаются с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с изображенными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается в разы.

В заключение, хотелось бы отметить, что мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего обучения, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является не только обучение, но и развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Список литературы:

1. Белоусова Л. Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники : Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2003

2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

4. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей [Текст]. /авт. -сост. : Т. А. Лира, Е. И. Мельник – Мозырь: Содействие, 2008

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти у детей дошкольного возраста через применение приемов мнемотехники при заучивании стихотворений
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 19:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста через применение приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» (включая файлы) размещена пользователем Александра Владимировна Мокрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.

8 июня. День оформления окон ко дню России. Передвижка «Окна России»

12 июня ежегодно отмечается государственный праздник – День России. В честь этого события по всей стране проходит акция «Окна России». Дети вместе со взрослыми украшают свои окна символами России,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД