Получи документы

Развитие музыкально-пластических способностей у дошкольников

Светлана Перепечаева
Развитие музыкально-пластических способностей у дошкольников

Развитие музыкально-пластических способностей дошкольников

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека, ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому необходимо уделять больше внимания увеличению двигательной активности ребёнка.

Публикация «Развитие музыкально-пластических способностей у дошкольников» размещена в разделах

Ребенок счастлив, если он может свободно красиво, двигаться, передавать свои эмоциональные переживания посредством пластики тела. Надо побуждать детей танцевать все, что вызывает восхищение красотой движения: тихо падающие на землю желтые листья, плывущие в голубом небе белые облака, нежное покачивание прекрасного цветка, веселый хоровод белых снежинок и т. д. Красота пластики движения глубоко затрагивает душу ребенка, вызывая восхищение и желание самому творить прекрасное. Подмечено, что на развитие способностей творческого воображения ребенка особое воздействие оказывает музыка. "Музыка, - по мнению М. Волошина, - есть, в буквальном смысле слова, память нашего тела об истории творения. Поэтому, каждый музыкальный такт точно соответствует какому-то жесту, где-то в памяти нашего тела сохранившемуся. Идеальный танец-образ создается тогда, когда все наше тело станет звучащим музыкальным инструментом и на каждый его звук, как его резонанс, будет рождаться жест".

Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на ребенка. Музыкально-пластические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребенку подружиться с другими детьми, дают определенный психотерапевтический эффект.

Актуальность темы продиктована современностью и вытекает из многих составляющих. Это модернизация процесса образования в Российской Федерации, повышение требований к качеству образования, необходимости оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности, создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания. Важным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей : представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие “музыкальность”.

В своей практической деятельности сталкиваюсь с рядом противоречий:

- между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;

-между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;

-между наличием большого количества разработок упрощенных танцев и отсутствием интересных сюжетно-образных композиций.

Приступая к работе над этими проблемами, исходила из того, что нужно обучить детей основам хореографического искусства, а ритмика станет лишь составной частью, дополнением к ведущим занятиям.

Ведущая идея педагогической деятельности заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического состояния посредством музыкально-пластических движений, через сюжетно – образные танцы.

Музыкально - ритмические занятия позволили педагогу смотреть на музыкально- пластическое воспитание в дошкольном учреждении как на важный процесс развития детей. Одна из новых форм организации музыкальных занятий ритмопластика.

Ритмопластика - предмет, обучающий детей свободному владению своим телом, это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц. В нё м органично соединены два компонента: полная подчинённость внутренним законам музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и лёгкость их практического исполнения. Ритмопластика базируется на хореографии, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребёнка, создаёт разностороннюю творческую личность.

Целью моей деятельности является воспитание пластической культуры у дошкольников, психологическое раскрепощение каждого ребёнка.

Задачи:

Развивать музыкальные способности :

1. Развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение, характер, понимать её содержание.

2. Развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков.

3. Развивать музыкальную память.

4. Развивать специальные музыкальные способности : музыкальный слух, чувство ритма.

Развивать двигательные качества и умения:

1. Развивать координацию, гибкость, пластичность, ловкость, выразительность, точность движений.

2. Формировать правильную осанку, красивую походку.

3. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

4. Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.

Развивать творческие способности детей, потребность самовыражения в

движении под музыку :

1. Развивать творческое воображение и фантазию.

2. Развивать способность к импровизации в движении.

3. Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку.

Развивать нравственно — коммуникативные качества личности:

1. Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным.

2. Воспитывать умение работать в коллективе во время движений.

3. Формировать чувство такта и культуру поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Организацию воспитательно-образовательного процесса осуществляю с учё том следующих принципов:

Принцип индивидуальности заключается в признании самоценности личности каждого ребёнка, неповторимой индивидуальности, способности детей и необходимость построения воспитательно - образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессовых факторов создания атмосферы комфорта и раскованности.

Принцип комплексности предполагает учё т взаимодействия всех факторов:

- индивидуально - психологические особенности каждого ребёнка;

- возрастные особенности;

- группу здоровья и физическое развитие каждого ребёнка.

Принцип оптимальной двигательной активности предполагает удовлетворение двигательной потребности ребёнка.

Принцип здоровъесберегающего режима включает в себя научно-обоснованный подход к распределению нагрузки к организации коррекционно - профилактической работы.

Система работы по развитию у детей музыкально-пластических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, в процессе кружковой работы с одаренными детьми и в индивидуальной работе.

Занятия по ритмопластике делятся на несколько видов:

Обучающие занятия:

На обучающих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятие вводится не более 2-3 комбинаций.

Закрепляющие занятия:

Эти занятия предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторе выбирается кто - то из детей, выполняющих движение правильно, лучше других или идёт соревнование - игра. В этом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия:

Дети практически самостоятельно, без подсказки, выполняют все движения и танцевальные композиции.

Импровизационные занятия:

На этих занятиях дети танцуют придуманные ими варианты или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать своё видение образа.

Каждое занятие строится по определё нной схеме:

- Начинается занятие с разминки - это гимнастические упражнения, танцевальные комплексы, выполненные с небольшим объёмом движений.

- Основная часть выполняется в высоком темпе, но обязательно соответствует возрасту детей.

- В заключительной части даются упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, был составлен ряд комплексов ритмопластики, которые способствуют :

- формированию у детей желания и потребности жить в мире движений;

- ощущению радости, счастья, успеха;

- получению удовольствия от занятий;

- координации движений;

- развитию у детей гибкости, пластичности;

- умению владеть своим телом;

- развитию чувства ритма;

созданию атмосферы эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощённости, самостоятельности и творческой активности. На каждом занятии детям предлагаю игры и творческие задания, включающие самостоятельный подбор упражнений и движений детьми, передачу в движении образов животных, игрушек, явлений природы и т. д.

Л. С. Выгодский писал: «Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принуждёнными и могут возникнуть только из детских интересов». Именно этот интерес - главный мотив, побуждающий детей заниматься ритмопластикой.

Для успешного проведения занятий ритмопластикой необходимо соблюдение ряда условий:

1. Занятия проводятся в музыкальном зале, в яркой спортивной одежде, при наличии атрибутов, разнообразной фонотеки, аудиотеки.

2. Создание психологического комфорта обеспечивает чувство защищённости каждому ребёнку. Эмоционально — положительная обстановка на занятиях укрепляет веру в собственные силы, развивает двигательную активность ребёнка. Девиз в общении с детьми: «У тебя всё получится! Ты молодец!»

3. Учёт нагрузки и дозировки упражнений в каждой возрастной группе. Следует отметить, что, если нагрузки малы, эффект от занятий будет мал, или его не будет совсем. Чрезмерные нагрузки ведут к переутомлению, даже к отклонениям в состоянии здоровья. Нагрузка должна возрастать постепенно, так как в это время происходит начальный этап адаптации организма к ней: сердце «обучается» работать более эффективно, лёгкие привыкают дышать не слишком часто, но более глубоко. После такой перестройки совершается чудо: нагрузка становится лёгкой, приносит одно удовольствие. Для того, чтобы правильно дозировать нагрузку, я учитываю возраст, физическую подготовленность, здоровье детей.

4. Учёт интересов, потребностей детей, времени и длительности занятия.

5 Обеспечение привлекательности процесса занятий путём подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, использования игровых ситуаций, пособий, сюрпризных моментов.

Каждое занятие носит развивающий характер, каждый ребёнок имеет возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.

Для выявления уровня музыкально – пластических способностей ребёнка, использую диагностику. Она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей во всех формах и методах и выстраивать на их основе дифференцированное обучение.

Цель диагностики: выявление уровня музыкальных и двигательных способностей ребёнка, состояния его эмоциональной сферы.

Методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Критерии оценки уровня музыкально - ритмического развития :

- музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом;

-эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств (страх, радость, удивление, восторг, тревогу и т. д., умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове;

- творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные;

- внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения;

- память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде проявляются три вида памяти: музыкальная, двигательная и зрительная;

- пластичность, гибкость - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические движения;

- координация движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, прыжках, в танце.

Проведя повторное диагностическое обследование, вносятся необходимые коррективы в дальнейший процесс взаимодействия с ребёнком.

Таким образом, занятия ритмопластикой являются воспитывающим процессом, помогают развитию многих сторон личности ребёнка; музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Достигнутые результаты представляются на спортивных праздниках, утренниках, развлечениях, фестивалях детского творчества, что способствует развитию самооценки ребёнка. Воспитанники спокойно и свободно научились вести себя на сцене, с удовольствием выступали, сами придумывали новые танцевальные миниатюры, передавая при этом характер музыки.

Публикации по теме:

Презентация «Использование пластических этюдов в развитии артистических способностей и психических качеств ребёнка» Одним из важнейших факторов развития детей в театрализованной деятельности является создание условий, способствующих формированию их творческих.

Какие книги читать ребёнку 2–3 лет. Развитие музыкально-ритмических способностей у малышей Какие книги читать ребенку 2-3 л В возрасте 2-3 года книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна.

Консультация «Развитие пластических умений посредством лепки из солёного теста» «Развитие пластических умений посредством лепки из солёного теста» Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только.

Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца» Свою образовательную работу я планирую в соответствии с основной образовательной программой «Детство» под редакцией Бабаевой, Гогобиредзе.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Составитель: музыкальный руководитель Христенко.

Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность»Презентация «Развитие творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность» Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Отчёт по самообразованию «Развитие музыкально-творческих способностей в театрализованной деятельности» Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги,.

Развитие музыкально-сенсорных способностей. ООД Цель: Накопление музыкальных впечатлений. Развитие музыкально – сенсорных способностей. Задачи: Развивать устойчивое слуховое внимание,.

Развитие творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности Потребность в творческой деятельности, так же как и творческий потенциал есть у каждого ребенка, и именно через творчество он может наиболее.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на муз. занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры В настоящее время государство уделяет пристальное внимание развитию творческой личности. Творчество является основанием в формировании,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-пластических способностей у дошкольников
Опубликовано: 30 января 2019 в 07:36
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкально-пластических способностей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Перепечаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД